Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хорошая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше вопросов встает перед тобой. И еще не поздно, но кто свернет с полпути? И еще есть время, но кто знает, может, ответ в двух шагах от тебя? Истина заманчива и многолика, но суть ее всегда одна. Иногда человеку кажется, что он уже нашел ответ, а оказывается, что это — мираж. Тяжело бремя того, кто решил всю жизнь посвятить поискам истины. Ее лицо не зря скрывается. Оно всегда неприятно тем, кто живет лишь для того, чтобы наслаждаться. Осмелившихся заявить: “Я пришел в мир, чтобы засвидетельствовать истину”, — распинают на кресте. И опять...
“Для чего жить и что такое я?” Непостижимый вопрос. И если кто-то находит ответ на него, то этот ответ часто очень жесток. Не оттого ли мы мучимся и бьемся над решением этого вопроса уже много тысяч лет, что это и есть смысл жизни? Кто знает... Сможем ли мы явить миру пророка, провозглашающего истину? Но это в будущем, а пока...
Герои романа Л. Н. Толстого “Война и мир” не пророки и не мессии. Они просто люди, сомневающиеся и страдающие. Но они всю жизнь искали истину. И за это их нельзя не уважать.
Андрей Болконский выбрал сложный и трудный путь. Ему тесно в бессмысленном и узком пространстве света, ограничивающем и отягощающем его. В своем стремлении он не видит, что наносит непоправимые обиды людям, любящим его. Он эгоистичен и скуп на ответную любовь. У него есть своя идея, свой идеал, “свой Тулон”. Он видит своего кумира — Наполеона — в ореоле героя. В Аустерлицком сражении он проверяет себя — не идею. И оказывается, что идея, которой он решил посвятить жизнь, весьма низкой пробы.
Падение. Князь Андрей растерян, подавлен. Ведь и он отчасти виноват в смерти своей жены.
И все “ради себя, ради собственного удовольствия”? Нет! Князь Андрей стал “умнее”... Он проповедует идеи “разумного эгоизма”, он живет не столько ради себя, сколько для общественного блага.
Снова взлет. Болконский все силы отдает своей работе со Сперанским. Но прекраснодушные идеи терпят крах. Подняться над разочарованием и неверием помогает князю Наташа Ростова. Для нее он стремится быть лучше, все самое прекрасное в своей душе посвящает ей.
Но Наташа изменила Болконскому. И — новое падение. Князь Андрей испытывает глубочайшее горе и ненависть. Он опускается до желания мстить своим врагам.
Наступает тысяча восемьсот двенадцатый год. Новый — и последний — взлет души князя Андрея. Все силы он отдает служению Отечеству.
Смертельно раненный, князь Андрей ощущает в своей душе “силы необъятные”. И эти силы — во всепрощающей, “божеской” любви к вр
Последнее падение князя Андрея — смерть. Он мог бы выжить, но он не хотел этого. Он не хотел жизни любой ценой. Он засвидетельствовал открывшуюся ему истину своей смертью. Прав ли он? Трудно сказать. Существует другой путь.
Но все пути к истине — индивидуальны, к ней нельзя подойти проторенной дорожкой.
Другой путь у Пьера Безухова. Он не менее сложен, чем у Болконского, но не так безысходен. Если поиски князя Андрея приводят к выводу о жертвенности ищущего истину, то Пьер отдает все сам, он не испытывает желания принести жертву. Ему чужды красивые жесты, он просто отдает все: богатство, деньги, сердце. Он легко поддается внешнему очарованию, потому что душа его необъятна. Он силен, потому что может разобраться, где правда, а где ложь. Он не думает о себе, и как-то само собой выходит, что это не причиняет ему никаких неприятностей.
“Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу... для других, только теперь понял счастье своей жизни”. Так он скажет позже. Но этому радостному выводу о счастье жизни предшествуют годы ученичества, годы поисков и ошибок. Он не испытывает в жизни взлетов, подобных взлетам князя Андрея. Его линия ровна, но невероятно изломана из стороны в сторону.
От полного отрицания Бога (Пьер воспитан на идеях французских просветителей) до масонства у него один шаг. Пьер почти счастлив.
Вот оно, истинное! Но проходит время, и он видит, что все проповедующие бедность и праведность живут во лжи.
Разочарование длится недолго. Ему решительно везет на хороших людей. Во французском плену он знакомится с Платоном Каратаевым, и этот человек дает ему совершенно новое понимание мира и его, Пьера, роли в нем. Ответ на вопрос “Для чего жить и что такое я?” найден. Он просто развивает и углубляет его.
После окончания войны Пьер женится на Наташе Ростовой, и она дарит ему тихое семейное счастье. Идиллия. Чего еще может желать человек? Но Пьер не успокаивается.
“Он хочет... уверить, что обязанность всякого честного человека состоит в том, чтобы идти против правительства. Они... создали в Петербурге... тайное общество”, — говорит Николай Ростов. Дальнейшая судьба Пьера неизвестна. Но он нашел цель жизни — и это главное.
Поиск истины у героев Толстого своеобразен. Его диктовали время, обстоятельства, окружающие люди. Но он не менее важен для нас, чем сама истина. Да, герои Толстого не пророки и не мессии. Да, они так же мучаются и страдают, как мы. И оттого они близки и понятны. Ведь мы, живущие в конце двадцатого века, все еще в поисках истины...