... Что может быть важней
На свете женщины прекрасной?
Улыбка, взор её очей
Дороже злата и честен,
Дороже славы разногласной...
Поговорим опять об ней.
А.С. Пушкин
Лев Николаевич Толстой в своем романе «Война и мир» точно раскрывает судьбы главных героев, прослеживает их жизненный
путь, показывает понимание ими жизни и любви. Мне бы хотелось посвятить своё сочинение двум героиням произведения,
которые наиболее близки и дорога автору. Это Наташа Ростова и Марья Волконская: две женщины и две судьбы.
Наташа Ростова - воплощение «живой жизни», самый обаятельный женский образ, созданный Толстым. Наташу отличают душевная
щедрость и чуткость, она тонко понимает всё прекрасное и в жизни, и в людях, и в природе. Например, как она восторгается
ночью в Отрадном и говорит, что «этакой прелестной ночи не бывало». Наташа постоянно живет в атмосфере влюбленности и
счастья. Искренность и непосредственность, любовь к людям делают Наташу, не обладающую совершенной внешней красотой,
удивительно привлекательной для окружающих. Невероятная чуткость постоянно проявляется в её поступках и в отношениях к
людям. Женственно-обаятельная, щедрая душою Наташа совершает подлинно патриотическое дело, уговаривая родителей
пожертвовать имуществом семьи и спасти раненых.
Героиня талантлива во всём: в пении, танце, в общении, увлечениях. Её натура многогранна. Вспомним эпизод, когда
Николай Ростов, расстроенный крупным карточным проигрышем, слушает её пение и забывает о своём несчастье. А пляска
героини в доме дядюшки?! В ней столько жизненной энергии, что она, сама не замечая, влияет на окружающих людей ,
заряжает их неукротимой «силой жизненности».
В романе мы прослеживаем путь Наташи от девочки-подростка до зрелой женщины, от беззаботности, своевольной юности через
раскаяние и мучительное сознание своей греховности, через боль от утраты близкого человека( князя Андрея) - к счастью
семейной жизни.
Вспомним её первый бал, её первый танец с Андреем Болконским:
«Давно я ждала тебя»,- как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своею проявившегося из-за готовых слез
улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея». Своей детской непосредственностью она привлекла князя, Наташа, не
скрывающая своих истинных чувств, «выделялась из толпы». Кажется, что это любовь с первого взгляда. Наташа переживает
глубокое и сильное чувство, а любовь к ней преображает князя Андрея: он чувствует себя помолодевшим, возродившимся к
новой жизни. Героиня любит, любима и счастлива. И вдруг, Анатолий Курагин, любовь-наваждение. Наташа почувствовала
влечение к нему, ужаснувшись своему чувству; «Боже мой! Я погибла!» Наташа понимает, что хотя ничего и не было, но
прежняя чистота любви её к князю Андрею погибла. Она переживает душевное потрясение, испытывает чувство стыда и ужаса,
она живет в полусне. И только военные события встряхивают ее, она полностью отдает себя заботе о раненых, об умирающем
Болконском, о больной матери.. Но, немного спустя, в!
душе Наташи проснулась другая любовь - настоящая. Она сближается с самым добрым, отзывчивым, люб
человеком- Пьером Безуховым. Наташа вспоминает слова, сказанные им: «ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и
лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил бы руки и любви вашей». С этого момента они
становятся близки друг другу. С Пьером Наташа находит полное взаимопонимание и погружается в мир семейных и материнских
забот. Единственным и главным смыслом ее жизни становится семья.
Важнейшим моментом в жизни Наташа является её знакомство и дружба с Марьей Волконской. Это сестра Андрея, воспитанная в
строгой атмосфере родительского дома. Ее удел - принадлежать семье, воспитывать племянника и ухаживать за отцом,
беспрекословно его слушаясь. Мудрый старик ограждает дочь от любых непродуманных поступков. Да и сама княжна Марья,
лишенная броской привлекательности, стеснительна, сдержанна, даже неловка. Вспомним ее портрет: «Зеркало отразило
некрасивое слабое тело и худое лицо» Только её глаза, «большие, глубокие и лучистые», поражают и восхищают. Непонимание
со стороны отца, отсутствие друзей, с которыми она могла бы делиться своими мыслями и мечтами, побуждают Марью искать
успокоение в религии. Княжна способна к искреннему самопожертвованию. Она, как и Наташа, живет «жизнью сердца». Марья
умна, способна к глубокому самоанализу, готова судить себя за неблаговидные мысли и поступки. Она наивна и покорна. В то
же время она обладает удивительным чувством собст!
венного достоинства и твердостью характера. Это проявилось в сцене отказа князю Василию выйти замуж за Анатоля и в
эпизоде, когда она отвергла предложение мадемуазель Бурьен остаться во власти французов.
Полюбив, Марья преображается, раскрываются ее лучшие качества:
утонченность, душевная теплота, доброта и любовь ко всем, нежность. Семейная жизнь приносит ей счастье и покой. Она
создает в доме светлую атмосферу, дарит близким уют, доброту и любовь. Княжна с наслаждением воспитывает детей, делясь с
ними богатством своего внутреннего мира. Она живет их интересами. «Детский дневник», который она ведёт, не только не
вызывает насмешек Николая, чего она втайне опасалась, - наоборот, «это неустанное душевное вечное напряжение, имеющее
целью только нравственное добро детей - восхищало его». В княжне Марье автор показал внутреннюю красоту, дар
преодолевать все противоречия, самопожертвование, бескорыстные нравственные чувства. Она добросердечна и открыта миру.
Счастье, данное ей в конце романа, является наградой за страдания.
В конце романа мы видим, что обе героини счастливы, живут в гармонии и любви. Я думаю, что Толстой не мог иначе
поступить со своими героинями: Наташа и Марья любимы им, каждая по-своему.
А кто же ближе мне: Наташа или Марья? Я так и не смог для себя решить этот вопрос. Наташа мне дорога своей
искренностью, непосредственностью, душевной щедростью. Мне нравится её дар заражать всех и всё вокруг себя жизненной
энергией, атмосферой весёлого оживления. В Марье меня поражает и восхищает её «возвышенный нравственный мир», о неё
исходит свет и добро, кажется, что её лучистые глаза дарят всем солнечное тепло и любовь.