"Война и мир" — одно из самых замечательных произведений мировой литературы. Несмотря на панорамность, обилие
персонажей и событий, это, в первую очередь, произведение о людях, об их поисках своего места в жизни. На фоне
масштабных исторических событий Толстого интересует частная жизнь человека, которая состоит не в служении людям вообще,
своему сословию, народу, государству, а в служении своим родным, семье. Эта "мысль семейная" наиболее ярко воплотилась
в образах семей Ростовых и Болконских. Толстой как будто издалека, через множество преград и жизненных трудностей ведет
героев к идеалу частной жизни — к семье. Настоящая семья по Толстому – это мир, любовь, спокойствие. И именно женщина
несет с собой эту любовь, поэтому главное предназначение женщины – создание семьи, забота о детях. Любящая мать несет с
собой настоящую жизнь, а не иметь женщине детей безнравственно.
Толстой в зависимости от отношения своих героинь к "мысли семейной" делит их на любимых (Наташа Ростова, Марья
Болконская) и нелюбимых, светских женщин (Анна Павловна Шерер, Жюли Карагина). Тип светской женщины являет собой Элен.
Она развратна, глупа, лжива. Она достойная представительница семейства Курагиных. Толстой обращает внимание в портрете
красавицы Элен на "белизну плеч", "глянец волос и бриллиантов", "очень открытую грудь и спину", " неизменяющуюся
улыбку". Эти детали позволяют художнику высветить внутреннюю пустоту, ничтожность "великосветской львицы". А как же
выглядит любимица Толстого – Наташа – на фоне Элен? Юная Наташа – это "черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но
живая девочка". Писатель подчеркивает, что вся ее прелесть заключена не во внешности, а во внутреннем своеобразии. В
Наташе бросается в глаза переизбыток жизни. Ее шутки, упрямство, смелые нападки на взрослых – это игра будущего
недюжинного характера. Она даже не боится нарушить св!
етски-приличное течение именинного обеда. А для Элен соблюдать внешние приличия – единственное требование света.
Толстого привлекает и распахнутость Наташи в мир природы. Ростову притягивает красота лунной ночи: "Ведь эдакой
прелестной ночи никогда, никогда не бывало". Наташа несет в себе удивительную свежесть чувств, родниковую частоту
детского взгляда на вещи. Но нигде в романе нет Элен на фоне пейзажей, она не говорит о природе. Это еще раз
показывает, что у Элен нет внутренней красоты.
Наташа беспрерывно открывает для себя очарование и прелесть мира. Многое напоминает в Наташе Татьяну Ларину Пушкина.
Именно "русская душа" сближает героинь "Войны и мира" и "Евгения Онегина".
Место подлинных человеческих чувств занимает в роскошных гостиных Элен денежный расчет. Ее замужество на
разбогатевшем Пьере – наглядное тому подтверждение. Семья
смешными слова Пьера о том, что супругов должны связывать чувства сердечной привязанности, любви. Графиня Безухова с
отвращением думает о возможности иметь детей. Она с легкость бросает мужа. А для Наташи любовь составляет сущность ее
жизни. Юная Ростова любит всех: и безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и Бориса Друбецкого.
Сближение, а затем и разлука с князем Андреем, сделавшим ей предложение, заставляют внутренне страдать Наташу.
Переизбыток жизни и неопытность – источник ошибок, необдуманных поступков героини (история с Анатолем Курагиным). Мать
Наташи с тревогой чувствует, что "чего-то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива".
Действительно, в этом мире счастливы Анатоли Курагины, Борисы Друбецкие, Элены – те, кто живет без сердца, без любви,
без чести, по законам, установленным помещичье-дворянским обществом. И Элен – идеал того общества, которому обязана
воспитанием и развитием. "Где вы – там ложь и разврат", - говорит ей Пьер. Но эти слова не задевают Элен, ее
расчетливый ум знает это. Где разврат и ложь – там она будет оценена и принята. Прикрывающая ее фальшь и лицемерие лишь
возвышают репутацию Элен в глазах общества.
В салоне Элен звучат политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии. Чувство ложного
патриотизма заставляет в период нашествия французов говорить исключительно на русском языке. Таким образом,
великосветская дама утратила главные черты, которые присуще настоящей женщине. Напротив, в образе Наташи Ростовой
сгруппировались те черты, которые составляют тип "женщины в подлинном смысле".
После замужества Наташа отказывается от светской жизни, от "всех своих очарований", от пения, от красивых нарядов.
Она далека от интеллектуальных и политических исканий Пьера. Взаимопонимание супругов основано не на разуме, не на
суждениях, а на способности " c необыкновенной ясностью и быстротой понимать и сообщать мысли друг друга, путем
противным всем правилам логики". Дети, как и Пьер, составляют главный смысл жизни Наташи, которая "пополнела и
поширела.... Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая
и плодовитая самка". Таков идеал семейного счастья, при котором отсутствуют перегородки лжи и отчужденности между
людьми. Таков толстовский идеал " мира".
Мне кажется, что мысли Толстого о подлинном предназначении женщины не устарели и в наши дни. Конечно, заметную роль
в сегодняшней жизни играют люди, посвятившие себя политической, общественной и профессиональной деятельности. Но все же
многие наши современницы выбирают то, что выбрали для себя любимые героини Толстого. Да и так ли уж это мало – любить и
быть любимой?