Гоголь для Тургенева — «литературный отец». Тургенев называет себя «одним из самых малых учеников его», «поклонником и малейшим последователем». Тургенев видел силу Гоголя в обличении крепостнической действительности, застойной жизни «существователей», «приобретателей», «накопителей» в полном согласии с Чернышевским, увидевшим заслугу Гоголя в «прочном введении в русскую изящную литературу сатирического или… критического направления».
Тот принцип историзма, которым руководствовались в своих созданиях Гоголь и Тургенев, по-разному проявлялся в их творчестве. Тургенев пристально наблюдал и воспроизводил зарождающуюся жизнь, становящиеся явления, общественной истории, угадывал «новые Потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание». Гоголь же сосредоточил свое внимание преимущественно на изображении того, что тормозило развитие общества, сковывало силы нации, народа. Именно поэтому критическое .начало имеет главенствующий смысл в творчестве Гоголя, в творчестве Тургенева оно приобрело лишь подчиненное значение. Главным пафосом художественных произведений” Гоголя является сатира, в произведениях Тургенева она проявляется в изображении лишь некоторых сторон и явлений социальной действительности, отдельных ситуаций и характеров. В романах имеются персонажи, изображенные сатирически, например: Пи-гасов и Пандалевский в «Рудине», Гедеоновский в «Дворянском гнезде», Ситников и Кукшина в «Отцах и детях», баденские генералы в «Дыме», Сипягин и Калломейцев в «Нови» и др. Сатирический пафос с особой силой сказался в «Записках охотника», в повестях, изображающих верных представителей дворянского класса. Тургенев развивает гоголевские традиции, показывая характеры помещиков как порожденные определенным социальным укладом, выявляет реальную основу их жизненного поведения, которая заключается в крепостнической собственности.
Источником комизма гоголевских героев является, как объяснил М. Б. Храпченко, «контраст между мнимой значительностью и реальным ничтожеством, между видимым благородством и низостью, между кажущейся возвышенностью и реальной пошлостью». Пафос комического осуществляется Тургеневым, например, в рассказе «Муму». Здесь обличается внутренняя Пустота и ничтожность барыни, прикрывающаяся претензиями на реальное содержание и значение. Изображается рабская зависимость крепостных
Он обличает бессердечие, черствость барыни, которая считает себя центром всего. Ей во всем противостоит крепостной Герасим, богатырь и глухонемой от рождения: «он вырос немой и могучий, как дерево растет па плодородной земле».
В пору становления Тургенева-писателя современники так описывали его внешность: «Росту он был почти огромного, широкоплечий; глаза глубокие, задумчивые, темно-серые; волосы были у него тогда темные, густые, как помнится, несколько курчавые, с небольшой проседью; улыбка обворожительная; профиль немного груб и резок, но резок барски и прекрасно. Руки как следует красивые, большие мужские руки».
Требовательность к себе, умение сурово и честно признавать свои недостатки и просчеты и объективно оценивать другого писателя проявились с особой яркостью в дни смерти Гоголя. «Тяжело… тяжело, мрачно и душно… Мне, право, кажется, что какие-то темные волны без плеска сомкнулись над моей головой и иду я на дно, застывая и немея» (из письма к Е. Феоктистову, 1852). «Под первым впечатлением сообщенного мне известия я написал… небольшую статью «Письмо из Петербурга»,— пишет Тургенев в «Литературных воспоминаниях».
Итак, выбор сделан. Тургенев стал романистом. Именно этот период 1841 —1853 годов можно сделать предметом специальных ученических сообщений. Это интересно по ряду причин; во-первых, юности свойствен интерес к процессу становления человеческой личности, во-вторых, именно в эти годы Тургенев пробует свои силы в разных жанрах. Краткие сообщения дадут достаточно широкую картину творчества писателя. Возможны сообщения такого типа: «Поиски Тургенева в области драматургии» («Месяц- в деревне», «Нахлебник»…); «Критика и публицистика на страницах «Современника», «Лирика, поэмы или малая проза?» (к проблеме выбора пути).Напомним, что в последние годы пьесы Тургенева как будто набирают новое дыхание и становятся очень популярны. Поэтому можно в обзор периода 1841 —1853 годов включить доклад о сценической судьбе пьесы «Месяц в деревне». Рассказ о писателе может быть дополнен сообщением ученика об одном годе из его биографии (например, 1855). Характеристика расцвета творчества Тургенева прежде всего должна содержать анализ тематики и проблематики важнейших произведений.