Освещая эту большую тему, я должен рассказать о том, что Гоголь с детства любил народные песни и тонко их понимал. Об этом говорится в монографии В. Беркова «Гоголь и музыка» и статье И. Злотниковой’, а в книге Г. Тюменевой «Гоголь и музыка» (М., 1966) освещается работа Гоголя по собиранию украинских народных песен. Учителю следует подчеркнуть их роль в творчестве великого писателя. Композитор Ю. А. Шапорин писал: «От бесконечного богатства народного песенного творчества пришло богатство гоголевской речи, поэтическая красота ее образов и ее бесподобная ритмика».
Гоголь осознавал, что в песенном творчестве выражается история народа, его гнев и надежды, скорбь и радость: «Ничто не может быть сильнее народной музыки»,— подчеркивал он. В статье «О малороссийских песнях» (1833 г.) Гоголь утверждал: «Песни малороссийские могут вполне называться историческими». Великий писатель постоянно говорил о связи смежных областей искусства. Так, в статье «Скульптура, живопись и музыка» (1834 г.) он называет их тремя прекрасными царицами, музами, особенно выделяя музыку: «Но в наш юный и дряхлый век, если и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром?» Учителю необходимо рассказать школьникам, как широко и талантливо использует писатель народные песни, музыку в повестях «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь», «Тарас Бульба», «Ночь перед рождеством» и других произведениях. Под пером Гоголя музыкально-поэтическая основа песни становится важным изобразительным элементом в создании характеров героев, ярким средством передачи их чувств и настроений и в конечном итоге определяет неповторимо своеобразный стиль его романтических повестей. Музыкальная основа повествования создает особую лирическую атмосферу, воссоздает правдивую картину эпохи, способствует поэтизации быта, обрядов, всей жизни трудового народа. Высоко оценивая первые сборники писателя, Белинский, в частности, отметил: «Ночь перед рождеством» есть целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия его жизни».
Еще Пушкин, а позже Белинский указывали, что в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» несомненны ассоциации авторского слова с народной поэзией. Лирические песни Паруси в «Сорочинской ярмарке», Левко в «Майской ночи», шуточные колядки из «Ночи перед рождеством»— яркие свидетельства большой музыкальности Гоголя. Рассказывая об этом школьникам, учителю следует дать им возможность прослушать некоторые отрывки из опер на сюжеты его повестей (они будут указаны далее). Полезно также показать картину Б. Волкова «Гоголь слушает бандуриста> (репродукция есть во многих учебных пособиях).
Великие композиторы прошлого и мастера советского искусства чутко уловили музыкальность художественных созданий Гоголя и написали немало талантливых произведений на их сюжеты. Учителю необходимо упомянуть некоторых из них, дать краткую справку о выдающихся деятелях отечественной музыкальной культуры. Имена композиторов второй п
В этой опере особенно ярко передан колорит украинского народного быта, щедро использованы подлинные мелодии, песни, колядки. Глубокое постижение национального характера, неиссякаемого оптимизма и свободолюбия украинского народа, безукоризненное знание песенного и танцевального фольклора и оригинальное претворение его в музыке обеспечили опере успех на многие десятилетия. «Сорочинская ярмарка» и в наши дни входит в репертуар оперных театров страны, звучит по радио, записана на грампластинках. Из этой оперы учитель может взять для прослушивания в классе такие яркие фрагменты, как, например, думка Параси или гопак.
Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908) проявил также большой интерес к творчеству Гоголя — создал оперы «Майская ночь» (1879 г.) и «Ночь перед рождеством» (1895 г.]. Основные отличительные черты этих опер — проникновенный лиризм, умелое использование и мастерская интерпретация народных мотивов, яркие музыкально-психологические характеристики героев — Левко, панночки, Ганны («Майская ночь»), Вакулы, Оксаны, Чуба, Солохи и других персонажей («Ночь перед рождеством»).