В большую литературу Гоголя ввели ("Вечера на хуторе близ Диканьки 1831-1832), поразившие современников необыкновенной оригинальностью поэтического материала: "… все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинам малороссийской природы, этой весёлости, простодушной и вместе лукавой. Как изумлялись мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времён Фонвизина!" — писал Пушкин.
В цикл "Вечеров", написанных в течение двух с половиной лет, вошли повести "Сорочинская ярмарка", "Вечер накануне Ивана Купала", "Майская ночь или утопленница", составившие первую часть сборника (1831).
Обращение Гоголя к украинской тематике было закономерно: детство и юность писателя прошли на Украине, он всегда интересовался украинской культурой и литературой, особенно увлекало его устное народное творчество талантливого народа. Известно, с какой настойчивостью собирал Гоголь сведения об украинских народных обычаях, обрядах, легендах, поверьях.
Главным объектом изображения в "вечерах" становится народная жизнь, а главным героем украинский народ — мудрый, лукавый, вольнолюбивый, благородный, удалой и душевно-щедрый.
Настоящий герой книги — народ, его характер, проявляющийся в сказках и легендах. Украинские сказки — страшные и завораживающие одновременно, в них не всегда добро вознаграждается явно, но, в конце концов, приходит воздаяние за все поступки — дурные и хорошие. "Майская ночь, или Утопленница" основывается на многих легендах о "неупокоенных душах", безвинно погибших. Прекрасная добрая панночка терпит издевательства ве
Особенностью повестей об украинской жизни является мастерское сочетание реального и фантастического. Гоголевская фантастика опирается на фантастику фольклора, поэтому ведьмы, русалки и колдуны, живущие и действующие рядом с людьми, не столько страшные, сколько смешные, и основным мотивом "Вечеров" становится победа земного, человеческого над таинственным, потусторонним.