На сцене — портрет Гоголя работы Ф. Д.. Моллера, под ним — слова писателя: «Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России». В левом углу — столик и кресло для исполнителя роли автора. В противоположном — верстовой столб, символизирующий дорогу. 1-й ведущий. Сегодня речь пойдет о великом русском писателе Н. В. Гоголе, очень необычном человеке и чрезвычайно талантливом художнике слова, о его надеждах и разочарованиях, о страстной любви к Родине, о его трагических «поисках живой души».
На верстовом столбе появляется плакат с надписью: «Месяца марта 20 числа (1 апреля) 1809 г.— начало пути». 2-й ведущий. Существовало предание, что Гоголь родился в дороге, что разлившаяся река снесла мосты и не дала обозу из Васильевки вовремя попасть в Сорочшщы. И потом всю жизнь Гоголь называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу.
1-й ведущий. Дорогу, которая началась 1 апреля 1809 года, дорогу — в поисках счастья, в поисках правды, смысла жизни, высокого предназначенья.
Автор (выходит, сменяя ведущих, с папкой, в которой— исписанные листы; говорит, подсматривая в них). В те годы, когда я стал задумываться о моем будущем (а задумываться о будущем я начал рано, в те поры, когда все мои сверстники думали еще об играх), мысль о писателе мне никогда не всходила на ум, хотя мне всегда казалось, что я сделаюсь человеком известным, что меня ожидает просторный круг действий, что я сделаю даже что-то для общеге добра (садится за стол, раскладывает листы).
На верстовом столбе появляется надпись: «Нежин-Пегербург». На сцену выходит юноша. Читает вдохновенно:
* Благослови тот дивный миг,
* Когда в поре самолознанья,
* В поре могучих сил твоих
* Тот, небом избранный, постиг
* Цель высшую существованья;
* Когда не грез пустая тень,
* Когда не славы блеск мишурный
* Его тревожит ночь и день
* Его влекут в мир шумный, бурный,
* Но мысль и крепка, и бодра
* Его одна объемлет, мучит
* Желаньем блага и добра;
* Его трудам великим учит.
* Для них он жизни не щадит.
* Вотще безумно чернь кричит:
* Он твёрд средь сих живых обломков.
* И только слышит, как шумит
* Благословение потомков.
Автор. Мне хотелось в сочиненье моем выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые еще не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые еще недостаточно всеми осмеяны и поражены… Я думал, что лирическая сила, которой у меня был запас, поможет мне изобразить так эти достоинства, что к ним возгорится любовью русский человек, а сила смеха, которого у меня тоже был запас, поможет мне так ярко изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом. На столбе: «Московский цензурный комитет» (выносит один из «цензоров» и вешает).
Председатель выходит первым. Автор с болью, удивлением, негодованием прислушивается к разговору, Голохвастов (председатель, голосом
Автор (подняв голову от рукописей). Может быть, в сей же самой повести почуются иные, еще доселе не бранные струны, предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой русской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения. И мертвыми покажутся пред ними все добродетельные люди других племен, как мертва книга пред живым словом!
2-й ведущий. Таким образом, «вся история второго тома есть история поисков и ненахождения ответа на главный «вопрос». Долго страдал он, отыскивая светлые стороны и пути к примирению с обществом, как того жаждала любящая душа художника, искал, заблуждался… уже не однажды думал, что найден ответ… Но не удовлетворялось правдивое чувство поэта…» Так писал о работе над вторым томом Аксаков.
1-й ведущий. «Много, слишком много обещано, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, поэтому что того и нет еще на свете»,— с горестью отмечал В. Г. Белинский после выхода книги.
2-й ведущий. «Мертвым душам» Гоголь отдал все,— и свой художественный гений, и исступленность мысли, и страстность надежды. «Мертвые души» — это жизнь Гоголя, его бессмертие и его смерть; это та подвижническая келья, в которой он бился и страдал до тех пор, пока вынесли его бездыханным из нее.
Автор (медленно, в горестном раздумье). Вот какую длинную дорогу мы проделали, в разных уголках России побывали, а живой души… Все мертвое кругом, жизнь — одна видимость жизни (бросает плакаты из рук). Где же выход, где дорога? (уходит)
На сцене высвечивается рисунок М. Горяева «Гоголь».
1-й ведущий. «Вспомним то место… когда из души, наболевшей от пошлости и ничтожества современного общества,, вырываются мучительные; стоны, и охваченный предчувствием, великих судеб, ожидавших! Русь, эту непостижимую страну, он восклицает: «Русь! Куда несешься ты, дай ответ!..» И не дала она ответа поэту, и не передал он его нам, хотя всю жизнь свою ждал, молил и домогался истины» (И. С. Аксаков). «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, посторани-ваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Вечер проводится обычно 1 апреля, в день рождения Гоголя. Чтобы он стал событием, к нему нужно тщательно готовиться, настроить учащихся на восприятие материала. За несколько дней в школе расклеиваются красочные афиши (по образцу театральных), изготовляются программки.