В "Песне о Соколе" и "Песне о Буревестнике" в аллегорической форме Горький передал революционные, бунтарские настроения, охватившие передовую часть русского общества накануне революции 1905 года. Гордый Сокол и смелый, мужественный Буревестник звали к преодолению общественной пассивности, к свободе. Этим они оказывали "не меньшее революционное воздействие на массы, чем прокламации отдельных революционных комитетов...", сеяли смятение и страх в официальных кругах царской России. "Означенное стихотворение, — доносили жандармы, — произвело сильное впечатление в литературных кружках известного направления, причем самого Горького стали называть не только "буревестником", но и "буреглашатаем", так как он не только возвещает о грядущей буре, но и зовет бурю за собой".
Активная роль в песнях отведена романтическому пейзажу — он усиливает чувства, которые пробуждают в читателе Сокол и Буревестник. Рассмотрим, например, "Песню о Соколе". Бледным, неясным, приглушенным краскам моря противопоставлены яркие, сочные краски, изломанные линии неба, гор, костра, прибрежного камня. Море, неподвижное в дали, "облитой голубым сиянием луны", "мягкое и серебристое", слилось с "синим южным небом&q
Пейзаж во вступлении гармонирует с душевным состоянием Рагима и его слушателя: оба находятся "в том настроении, когда все кажется призрачным, одухотворенным, позволяющим проникнуть в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать".
Язык "Песен" афористичен. Краткие, четкие, с глубоким революционно-призывным смыслом афоризмы обращены к читателю: "Безумству храбрых поем мы славу!", "Безумство храбрых — вот мудрость жизни!".
"Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!", "Буря! Скоро грянет буря!", "Пусть сильнее грянет буря!".