Свои мысли о Человеке и его назначении Горький с большой силой развил в романтико-философском этюде — поэме «Человек» (903) —произведении остро полемическом. Великий пролетарский писатель развенчивает здесь декадентские идейки пассивности, отрицавшие активное воздействие человека и его разума на ход жизни, его способность создавать новые социальные формы бытия.
Своей поэмой Горький звал к революционной активности: «Вы лжете, говоря, что я бессилен, что ограничено сознание мое! Оно — растет!». Как бы продолжая монологи Сатина, Горький прославляет человека-творца, покорителя тайн земли и неба: «Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его медленно шествует — вперед! и — выше! трагически прекрасный Человек!., он мужественно движется — вперед! и — выше! — по пути к победам над всеми тайнами земли и неба». Горьковская концепция Человека, беспредельных возможностей его разума, величия и непобедимости духа явилась очень плодотворной. Она нашла свое развитие и углубление в искусстве, в частности в поэзии Э. Межелайтиса.
Произведения Горького, появившиеся на рубеже XIX и XX столетий, отразили глубочайшие сдвиги в настроениях передовых слоев русского общества и прежде всего в настроениях рабочего класса. Отражая революционную активность пролетариата, Горький выступил как буревестник и буреглашатай.
В «Песне о Буревестнике», (1900), которая составляет заключительную часть аллегории «Весенние мелодии», с большой страстью вы
Горького очень радовала популярность его произведений в среде рабочих. Их мнения он принимал горячо к сердцу, ибо рассматривал свое творчество как действенное оружие рабочего класса в борьбе за освобождение. «Я был бы очень благодарен Вам,— писал он в апреле 1903 года А. Шольцу, переводчику пьесы «На дне» на немецкий язык,— если б Вы сообщили мне, как относится к моей пьесе рабочий класс, мнение которого для меня ценнее всех других мнений, взятых вместе».