Москва дала России Грибоедова и Пушкина. Это их малая родина, и неудивительно, что жизнь героев их произведений связана с Москвой, Сегодня вам покажут дом Фамусова, сохранившийся в центре города, сегодня можно проехать по столице маршрутом, которым когда-то везли по Москве любимую героиню Пушкина Татьяну. Но не географическое, не столичное положение интересовало художников слова. Их интересовала Москва как высшая после Петербурга точка дворянской цивилизации. Какие же мысли и чувства вызывает Москва?
Откроем комедию Грибоедова "Горе от ума". Нас встречает богатый московский барин и видный сановник Фамусов, списанный с родного дяди самого автора. Но это не исключает его типизации: "Что за тузы живут в Москве и умирают!" Это хранитель старинных традиций, для которого дядя Максим Петрович, вельможа екатерининских времен, служит идеалом. Фамусову нравится надменный нрав, пышный вид, роль в свете и при дворе. Высшее положение в обществе - главное мерило. "Кто беден, тот тебе не пара", - говорит он Софье. Для него зять с чинами да звездами интересен. Вот Скалозуб - желанный. Внутреннее достоинство для чинов и для тузов - ничто!
Пускай себе разумником слыви,
А в семью не включат.
Да, в Москве свои понятия о чести: "Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб". Вот эта готовность сыграть при случае шутовскую роль, забыв свой возраст и надменный нрав, и есть ключ к высокому положению. Все остальное несущественно, в том числе и служба: "Подписано, так с плеч долой". Тех же, кому "прислуживаться тошно", Фамусов требует на пушечный выстрел не подпускать к столицам. Московские тузы - противники учености. Их самих ею не обморочишь, но они радеют о других: от ученья развелись безумные люди, совершаются безумные дела. Надо уничтожить книги. Однако светское воспитание для барышень Фамусов признает, хотя и знает, что это накладно. Брюзжа по поводу Кузнецкого моста, средоточия французской моды, Фамусов вполне подчиняется такой моде, дом его "открыт для званых и незваных, особенно из иностранных".
Все знают господа друг о друге, потому так боятся общественного мнения, так от него зависят. Внешне все должно быть пристойно, а уж внутри дома - ни-ни! "Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна?"
Своего суждения не имеет не только безродный секретарь, но и сам хозяин. Он привык думать, как все, повторять расхожие истории своего круга. Фамусов в восторге от всего московского, юношей, дам, девиц. Сатирична Москва в изображении Грибоедова, однако есть в характере Фамусова и хорошие черты: изрядная доля добродушия, широкое гостеприимство, хлебосольство, отличающее москвичей вообще. Хотя отзывчивость, правда, несколько извращенная: "Ну, как не порадеть родному человечку". Извечная нравственная всеядность ("хоть честный человек, хоть нет - для вас ровнехонько про всех готов обед") характерна для подобных людей.
В образе Фамусова отразилась умственная косность и самодовольство старинного московского барства. И ничто не способно изменить таких, как он.
- С тех пор дороги, тротуары
- Дома и все на новый лад.
-
Дома новы, нопредрассудки стары…
(Из диалога Фамусова с Чацким)
И это истина. Как истина и то, что все эти Фамусовы добродушны только до известной черты. Как только кто-то представляется им нежелательно опасным,
отличает полное презрение к человеческому достоинству крепостного, которого не стеснялись менять на борзую собаку, кормить с собаками, могли отнимать и продавать его детей. В этом обществе пышно расцветают сплетни и пересуды. Боятся не дурных поступков - они сплошь и рядом, а пересудов: "Грех - не беда…", "Как можно против всех!" - восклицают Тугоуховские.
Взглянем еще раз на общество, собравшееся у Фамусова: пересуды о людях и нарядах, смешение французского языка с нижегородским, дух пустого, рабского, слепого подражания… Грибоедову удалось уловить и запечатлеть в своей комедии тот "особый отпечаток", который лежит на "всем московском".
В пользу верности этой картины говорит общность ее у Грибоедова с сатирическими зарисовками московской жизни в седьмой главе "Евгения Онегина".
Вместе с тем, начиная рассказ о Москве, Пушкин не может не посмотреть на нее с других позиций: патриота, истинного гражданина, может быть, защитника. Ведь недавно Москва доказала лучшие качества русских:
Напрасно ждал Наполеон…
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
И те же дворяне, лучшие из них, движимые патриотическим порывом, стали во главе сопротивления Наполеону.
Москва готовила пожар
Нетерпеливому герою.
И тем не менее и для Пушкина Москва - олицетворение закостенелого барства:
Но в них не видно перемен;
Все в них на старый образец.
И дело не в старых чепцах и гриме, дело в более существенном:
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп.
Напрасно героиня романа "вслушаться желает в беседы, в общий разговор":
Все в них так бледно, равнодушно,
Они клевещут даже скучно.
Не вспыхнет мысли в целы сутки…
Не дрогнет сердце хоть для шутки.
Пушкин как бы довершил грибоедовскую сатиру на "московское барство". Его "отпускные гусары, записные франты, архивные юноши с чопорными взглядами" - явление нарицательное. «Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс…" - вот она, жизнь московского "общества". Здесь все по старинке: по старинке вершат дела, делают карьеру, выдают замуж, заключают выгодные сделки, хранят традиции старого, чуть ли не екатерининских времен, барства. Вальяжная, хлебосольная, никуда не спешащая вторая столица, деревенская родственница столицы первой - Петербурга.
Стоят на московских бульварах два памятника двум Александрам Сергеевичам, а мимо них течет московская толпа. Интересно, что написали бы о сегодняшней Москве наши великие поэты?