В Советском Союзе имя Николая Гумилёва шестьдесят пять лет находилось под запретом. Его произведения выходили в основном за границей и лишь небольшими тиражами самиздата на родине.
Особое значение имело творчество Николая Степановича для литературы русского зарубежья. В разных центрах эмиграции (Берлине, Константинополе, Париже, Праге, Риге, Таллинне, Харбине, Шанхае и др. городах) появились литературные объединения, напоминающие гумилёвский «Цех поэтов». Образ Гумилёва стал для русского зарубежья символом чести, мужества, верности долгу. Интерес к его личности способствовал переосмыслению творчества поэта. Так, в самом начале эмиграции в русских газетах за рубежом статей о поэте появилось больше, чем за всю его жизнь. Исследователи пытались сохранить память о великом акмеисте, передать его поэзию
Одним из первых, кто вернул забытое имя великого поэта Серебряного века современным читателям, стал журнал «Огонёк», на страницах которого в 1986 году были напечатаны небольшая подборка стихотворений и краткие сведения о поэте. Только в 1991 году Н.С. Гумилёв был посмертно реабилитирован.