Сочинения по литературеАхматова А.А.Любовь в поэзии А. А. Ахматовой

Любовь в поэзии А. А. Ахматовой

Любовь

То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснёт,

Почудится в дреме левкоя…

Но верно и тайно ведёт

От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать

В молитве тоскующей скрипке,

И страшно её угадать

В ещё не знакомой улыбке.

Великая земная любовь является движущим началом всей лирики Ахматовой.

Благодаря ее великолепным стихам читатель по-другому, более реалистично, видит мир. Анна Ахматова в

одном из своих стихотворений назвала любовь “необыкновенным пятым временем года”, с помощью которого ею

были замечены и остальные обыкновенные четыре.

Любящему человеку мир видится более прекрасным и счастливым, чувства обострены и напряжены. Все

обычное преобразуется в необыкновенное.

Мир для человека превращается в огромную силу, и от этого человек, действительно, достигает в ощущении

жизни вершин. Постигается необыкновенная, дополнительная реальность: “Ведь звёзды были крупнее, Ведь пахли

иначе травы”.

Именно любовь у Анны Ахматовой является основным центром, который сводит к себе весь остальной мир ее

поэзии.

Однажды Герцен сказал, что женщина “загнана в любовь”, как о великой несправедливости в истории

человечества. Да, действительно, вся ранняя лирика Ахматовой “загнана в любовь”.

В своих стихотворениях Анна Ахматова использует огромное разнообразие эпитетов. Они рождаются из

слитного восприятия мира. В мире, где чувства материализуются, а предметы одухотворяются, глаз видит мир

неотрывно от того, что слышит в нём ухо. “В страсти раскалённой добела”, — скажет Ахматова. И она же увидит небо:

Жарко веет ветер душный,

Солнце руки обожгло.

Надо мною свод воздушный,

Словно синее стекло…

Не стоит думать о стихах поэта, как о фрагментарных зарисовках. Это не разрозненные психологические этюды.

В них прослеживается острота взгляда, которая сопровождается остротой мысли. Ее стихотворение может начаться

как непритязательная песенка, а закончиться, библейски:

Я на солнечном восходе

Про любовь пою,

На коленях в огороде

Лебеду полю.

Будет камень вместо хлеба

Мне наградой злой.

Надо мною только небо,

А со мною голос твой.

Очень часто в стихах Ахматовой личное, например, как “голос твой”, восходит к общему, сливаясь воедино.

Тоска по ушедшему соотносится с картиной, померкнувшего, в этом состоянии мира.

Он весь сверкает и хрустит,

Обледенелый сад.

Ушедший от меня грустит,

Но нет пути назад.

И солнца бледный тусклый лик —

Лишь круглое окно;

Я тайно знаю, чей двойник

Приник к нему давно…

Любовь практически никогда не описывается в спокойном пребывании у Ахматовой.

Само по себе чувство всегда острое и необыкновенное. Оно приобретает дополнительную остроту и

необычность, проявляясь в предельном кризисном выражении. Например, первой пробуждающей встречи, или

совершившегося разрыва, взлёта или падения; смертельной опасности или смертной тоски.

Анна Ахматова больше всего любила писать лирические новеллы, необыкновенные баллады. Часто новеллы

были с неожиданным, прихотливо капризным концом психологического сюжета. “Город сгинул”, “Новогодняя баллада”.

Город сгинул, последнего дома

Как живое взглянуло окно…

Это место совсем незнакомо,

Пахнет гарью, и в поле темно.

Но когда грозовую завесу

Нерешительный месяц рассек,

Мы увидели: на гору, к лесу

Пробирался хромой человек.

Лирические стихи Ахматовой, часто грустны. Они, как бы несут особую стихию любви-жалости. В самых первых

стихах Ахматовой порождалась не только любовь любовников. Эта любовь превращалась в другую, любовь-

жалость, недаром есть в русском народном языке, в русской народной песне синоним слова “любить” — слово

“жалеть”; “люблю” — “жалею”:

О нет, я не тебя любила,

Палима сладостным огнём,

Так объясни, какая сила

В печальном имени твоём.

Именно сопереживание, сострадание, сочувствие, в любви-жалости делает многие стихи Ахматовой подлинно

народными, эпичными.

Любовь у Ахматовой в самой себе несёт возможность саморазвития. Раскрывается выход из мира замкнутой,

эгоистической, камерной любви-страсти, любви-забавы к подлинно “великой земной любви” и “вселюбви”, для людей и

к людям.

Наверное, все-таки, поэтому в самых первых стихах вошла в поэзию Ахматовой ещё одна любовь — к родной

земле, к Родине, к России.

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: “Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид”.

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Ещё в 20-е годы Мандельштам написал: “…Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и

психологическое богатство русского романа 19-го века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого и “Анны

Карениной”, Тургенева с “Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже Лескова”.

Столько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает.

Как я рада, что нынче вода

Под бесцветным ледком замирает.

И я стану — Христос помоги! —

На покров этот, светлый и ломкий,

А ты письма мои береги,

Чтобы нас рассудили потомки…

Не стоит считать, что любовь у Ахматовой это только любовь-счастье, тем более, благополучие. Довольно

часто — это страдания, пытка, своеобразная “антилюбовь”, и мучительный, вплоть до распада, до прострации, излом

души, болезненный, декадентский.

В ранних стихах Ахматовой этот образ такой “больной” любви был и образом больного предреволюционного

времени 1910-х годов и образом больного и старого мира.

Дал Ты мне молодость трудную.

Сколько печали в пути.

Как же мне душу скудную

Богатой Тебе принести?

Долгую песню, льстивая,

О славе поёт судьба.

Господи! я нерадивая,

Твоя скупая раба.

Ни розою, ни былинкою

Не буду в садах Отца.

Я дрожу над каждой соринкою,

Над каждым словом глупца.

В стихах 1917 года отвергается мысль не только о внешнем, скажем, отъезде из России, но и вероятность какой

бы то ни было внутренней эмиграции по отношению к ней. “Замкнуло слух” — не от искушения, не от соблазна, а от

скверны. А в1922 года она писала:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам,

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Подобное изложение не было эпизодическим, эмоциональным всплеском.

Строки стихотворения написанного в 1922 года стали эпиграфом к стихам 1961 года “Родная земля”.

У Ахматовой любовь к Родине представляется таким образом — будет Родина, значит, будет жизнь, дети, стихи.

Если нет её, значит, нет ничего:

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Анны Ахматовой обладает прекрасным свойством, которое основано на исконной национальной особенности

— чувстве сопричастности с миром, сопереживания миру и ответственности перед ним: моя судьба — судьба

страны, судьба народа — история.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Любовь в поэзии А. А. Ахматовой

Слов:982
Символов:7910
Размер:15.45 Кб.