Третий период творческого развития Виктора Гюго явился периодом его неустанно росшей международной известности, основанной на деятельности публициста-обличителя реакции, которым стал в то время писатель. Широко известно мужественное поведение Гюго в эти годы, его неподкупность, его отказ принять амнистию Наполеона III. Это годы творческой зрелости Гюго, отмеченные созданием целого ряда лучших его произведений.
События 1850—1851 гг. и период Второй империи научили Гюго многому: обдумывая политический опыт французского народа, он проникся глубокой ненавистью к угнетению и насилию правящих классов в любой его форме. Благородное стремление Гюго помочь любому борцу за свободу, любому освободительному движению, воспрепятствовать любому политическому преступлению правящих классов отражает дальнейший рост общественного кругозора писателя. Гюго борется и за Францию, и за свободу других народов, потому что приходит к выводу, что свобода — мечта всех народов мира, осуществить которую возможно лишь общими усилиями. Гюго, пылкий французский патриот, находит в эти годы путь к интернационализму.
Известно, что Маркс, отметив ценность книг Гюго, направленных против Наполеона III, указал и на их слабые стороны, на то, что Гюго не смог показать силы, выдвинувшие Наполеона III, не разоблачил всей ничтожности Наполеона — наемника крупной французской буржуазии. Этот недостаток — неумение вскрыть корни агрессивной политики буржуазных государств — характерен и для других выступлений Гюго-публициста. Но каковы бы ни были слабые стороны публицистики Гюго, ее достоинства — огромная искренность, сила обличения, демократический пафос, боевой дух — настолько существенны, что дают основания видеть в Гюго одного из замечательных французских публицистов XIX в. Именно в публицистике 50 —60-х гг. содержатся те призывы к борьбе за мир, которые так часто приводились в нашей прессе.
Так политическая деятельность Гюго открыла в нем огромный талант публициста. Это очень важное качество Гюго-художника, имеющее и самостоятельное значение, должно быть особо выделено, как характерная черта третьего периода в развитии его творчества.
О этих пор благородная публицистичность проникает и в стихи, и романы Гюго. Особо следует отметить в этом отношении сборник стихотворений Гюго «Кары», свидетельствующий о важных принципах, происходящих в мировоззрении писателя в эти годы.
«Кары» тесно связаны с публицистикой Гюго. По существу В ЭТОЙ книге стихов выражено то, что Гюго-публицист писал в своих протестах и обращениях. «Кар
Коронованным разбойникам и деспотам, силам угнетения в «Карах» противопоставлены народы мира, монументальные образы сил лагеря свободы. Особо следует отметить оптимизм, звучащий в стихах этого сборника: Гюго убеждал своих читателей в неизбежности суровой расплаты, которую заслужили заклейменные им враги. народов — поджигатели войн, душители освободительных движений, слуги светской и церковной реакции, южноамериканские рабовладельцы и их сторонники из северных штатов.
Народ — герой произведений Гюго-публициста, Гюго в 50 —60-х гг. Это сказалось и в его романах, которые свидетельствовали о том, как существенно подвинулся Гюго на пути своего художественного развития.
60-е гг. — период создания новых замечательных романов Гюго. Они появляются один за другим — «Отверженные» (новый вариант), «Труженики моря», «Человек, который смеется». Социальная тема звучит в них все сильнее, все настойчивее.
Критика буржуазного общества развернута в этих романах с такой силой, на которую ранее Гюго не был способен. В «Отверженных» Гюго поставил вопрос о самой сущности буржуазного строя, зиждящегося на несчастьях и страданиях миллионных обездоленных масс. В «Тружениках моря» Гюго в своеобразной форме отразил противоречие труда и капитала, показав гнусные черты буржуа-дельца, эксплуататора и космополита и противопоставив ему образ труженика Жильята.
При всех особенностях романа «Человек, который смеется» как романа исторического, ему присуща большая социальная острота и подлинная актуальность. Целая глава романа посвящена разоблачению правящих классов Англии, цинизм и отталкивающее моральное уродство которых открывается Гуиннлену — простому человеку, воспитанному на высоких принципах гуманности. Следует подчеркнуть критику английской государственной машины, которая дана в этом романе Гюго. В нем писатель заставляет сборище пышно одетых паразитов — палату лордов — выслушать обвинение, которое им в лицо бросает Гуинплен. Гуинплен выступает здесь от лица народных масс, эксплуатируемых и попираемых буржуазно-помещичьим английским государством.
Особенно интересен в романе образ Урсуса, незаслуженно забытый нашей критикой. Плебей Урсус воспитал Гуинплена в демократическом духе, сделал его высокоморальным, цельным человеком.