Сочинения по литературеГюго В.Третий период творческого развития Виктора Гюго

Третий период творческого развития Виктора Гюго

Третий период творческого развития Виктора Гюго явился периодом его неустанно росшей международной известности, основанной на деятельности публициста-обличителя реакции, которым стал в то время писатель. Широко известно мужественное поведение Гюго в эти годы, его неподкупность, его отказ принять амнистию Наполеона III. Это годы творческой зрелости Гюго, отмеченные созданием целого ряда лучших его произведений.

События 1850—1851 гг. и период Второй империи научили Гюго многому: обдумывая политический опыт французского народа, он проникся глубокой ненавистью к угнетению и насилию правящих классов в любой его форме. Благородное стремление Гюго помочь любому борцу за свободу, любому освободительному движению, воспрепятствовать любому политическому преступлению правящих классов отражает дальнейший рост общественного кругозора писателя. Гюго борется и за Францию, и за свободу других народов, потому что приходит к выводу, что свобода — мечта всех народов мира, осуществить которую возможно лишь общими усилиями. Гюго, пылкий французский патриот, находит в эти годы путь к интернационализму.

Известно, что Маркс, отметив ценность книг Гюго, направленных против Наполеона III, указал и на их слабые стороны, на то, что Гюго не смог показать силы, выдвинувшие Наполеона III, не разоблачил всей ничтожности Наполеона — наемника крупной французской буржуазии. Этот недостаток — неумение вскрыть корни агрессивной политики буржуазных государств — характерен и для других выступлений Гюго-публициста. Но каковы бы ни были слабые стороны публицистики Гюго, ее достоинства — огромная искренность, сила обличения, демократический пафос, боевой дух — настолько существенны, что дают основания видеть в Гюго одного из замечательных французских публицистов XIX в. Именно в публицистике 50 —60-х гг. содержатся те призывы к борьбе за мир, которые так часто приводились в нашей прессе.

Так политическая деятельность Гюго открыла в нем огромный талант публициста. Это очень важное качество Гюго-художника, имеющее и самостоятельное значение, должно быть особо выделено, как характерная черта третьего периода в развитии его творчества.

О этих пор благородная публицистичность проникает и в стихи, и романы Гюго. Особо следует отметить в этом отношении сборник стихотворений Гюго «Кары», свидетельствующий о важных принципах, происходящих в мировоззрении писателя в эти годы.

«Кары» тесно связаны с публицистикой Гюго. По существу В ЭТОЙ книге стихов выражено то, что Гюго-публицист писал в своих протестах и обращениях. «Кар

ы» особенно ясно раскрывают замечательное качество, которое присуще и Гюго-поэту, и Гюго-публицисту: не только яростную ненависть к тирании в любой ее форме, но и веру в силу народов, в развитие освободительных движений, которым художник так сочувствовал.

Коронованным разбойникам и деспотам, силам угнетения в «Карах» противопоставлены народы мира, монументальные образы сил лагеря свободы. Особо следует отметить оптимизм, звучащий в стихах этого сборника: Гюго убеждал своих читателей в неизбежности суровой расплаты, которую заслужили заклейменные им враги. народов — поджигатели войн, душители освободительных движений, слуги светской и церковной реакции, южноамериканские рабовладельцы и их сторонники из северных штатов.

Народ — герой произведений Гюго-публициста, Гюго в 50 —60-х гг. Это сказалось и в его романах, которые свидетельствовали о том, как существенно подвинулся Гюго на пути своего художественного развития.

60-е гг. — период создания новых замечательных романов Гюго. Они появляются один за другим — «Отверженные» (новый вариант), «Труженики моря», «Человек, который смеется». Социальная тема звучит в них все сильнее, все настойчивее.

Критика буржуазного общества развернута в этих романах с такой силой, на которую ранее Гюго не был способен. В «Отверженных» Гюго поставил вопрос о самой сущности буржуазного строя, зиждящегося на несчастьях и страданиях миллионных обездоленных масс. В «Тружениках моря» Гюго в своеобразной форме отразил противоречие труда и капитала, показав гнусные черты буржуа-дельца, эксплуататора и космополита и противопоставив ему образ труженика Жильята.

При всех особенностях романа «Человек, который смеется» как романа исторического, ему присуща большая социальная острота и подлинная актуальность. Целая глава романа посвящена разоблачению правящих классов Англии, цинизм и отталкивающее моральное уродство которых открывается Гуиннлену — простому человеку, воспитанному на высоких принципах гуманности. Следует подчеркнуть критику английской государственной машины, которая дана в этом романе Гюго. В нем писатель заставляет сборище пышно одетых паразитов — палату лордов — выслушать обвинение, которое им в лицо бросает Гуинплен. Гуинплен выступает здесь от лица народных масс, эксплуатируемых и попираемых буржуазно-помещичьим английским государством.

Особенно интересен в романе образ Урсуса, незаслуженно забытый нашей критикой. Плебей Урсус воспитал Гуинплена в демократическом духе, сделал его высокоморальным, цельным человеком.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Третий период творческого развития Виктора Гюго

Слов:654
Символов:5186
Размер:10.13 Кб.