Г.Р. Державин – поэт последней трети XVIII в. Его предшественники придерживались принципов классицизма, но дальнейшее развитие поэзии не могло осуществляться без нарушений, а впоследствии и разрушения границ жанра. Эти нарушения стали допускать уже сами писатели-классики (Ломоносов, Сумароков, Херасков и др.), но настоящий бунт в сфере жанров совершил Г.Р. Державин.
Еще будучи студентом Казанской гимназии будущий поэт познакомился с творчеством своих литературных наставников – Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова. Естественно в его первых литературных опытах явственно прослеживается их влияние. Но уже 1779 г. стал переломным в творчестве Державина. Его главная заслуга в том, что он сблизил поэзию с жизнью, он представил вниманию читателей современные политические события, придворный и усадебный быт, картины сельской жизни, предметом изображения стала личность человека, необычным для русской литературы было появление в стихах фактов его собственной биографии. Он сохранил в своих произведениях некоторые черты классицизма (воспитательный характер поэзии) и привнес новые – он смешал низкое и высокое, отразив, таким образом, контрастность жизни.
Такие нововведения мы обнаруживаем, например, в стихотворении "На рождение в Севере порфирородного отрока". По теме это поздравительная ода по случаю рождения будущего императора Александра I. По форме же это – шутливая песенка, в которой используется сказочный мотив.
Программным произведением Державина, после которого читающее общество сразу заговорило о нем, стало стихотворение с ироническим названием "Ода к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге". Здесь, по словам В.Г. Белинского, "виден русский ум и слышится русская речь. Несмотря на значительную величину, эта ода проникнута внутренним единством мысли…Олицетворяя в себе современное общество, поэт тонко хвалит Фелицу, сравнивая себя с нею и сатирически изображая свои пороки". Другими словами, в этом стихотворении Державин удачно сочетает оду с сатирой.
Творчество Державина отличалось разнообразием стилей и тем. Так, ряд стихотворений образует философский цикл.
Как капля в море опущенна,
Вся твердь перед тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед тобою я?
(ода "Бог")
Поэт обращался и к мотивам анакреонтики. Застольное веселье, радость любви, женская красота – все это также имело место в его творчестве.
Неистово, роскошно чувство,
Нерв трепет, мление любви,
Волшебное зараз искусство
Вакханок древних оживи.
Жги души, огнь бросай в сердца
От смуглого лица…
Но Державин не просто переводил или подражал античным авторам, он переделывал их на русский манер, для чего использовал элементы фольклора – народную лексику, замену имен античных богов славянскими.
Амуру вздумалось Псишею,
Резвяся, поймать,
Опутаться цветами с нею
И узел завязать.
Исторической заслугой Державина является то, что он ввел в поэзию "обыкновенное поэтическое слово", ему стали узки рамки "трех штилей" Ломоносова, и он решил это изменить.
Сокрылся и в игре мой клад;
Не страстны мной, как прежде, музы;
Бояре понадули пузы,
И я у всех стал виноват.
Стоит также отметить как важную особенность стихотворной лексики оригинальное словообразование Державина: "кораблегибельный позор", "огнепернатый шлем", "вкусноспелые плоды", "веселорезвая Эрата", "солнцеокий осетр" и др.
Таким образом, Державин разрушил ограничивающие рамки русского поэтического языка и дал дорогу развитию языка реалистического. Кроме того, затрагиваемые в его творчестве темы вели к формированию в литературе понятия национального характера, что, очевидно, позволило В.Г. Белинскому назвать его "отцом русских поэтов".