В произведениях Державина сильно выражено лирическое начало. Сам Державин считал свою поэзию «говорящей живописью»: в его одах часто встречаются пейзажные и портретные зарисовки, описания исторических событий. До Державина оды сочинялись на торжественном официальном языке, не очень понятном даже грамотным людям, то есть оды писались на предметы «высокие» и «высокими» писателями. Державин же сделал значительный шаг вперед в развитии русского литературного языка. О своей оде «Фелица» он писал: «Это такого рода сочинение, которого на нашем языке еще не было». В стихотворении «Памятник» Державин утверждает, что сила поэзии могущественнее даже законов природы, и свою заслугу, как поэта, видит сохранении жизни, в поэзии человеческого достоинства и справедливости. До конца своих дней он считал своей обязанностью помогать молодым литераторам. Услышав в
Он выражает глубокую веру в силу человеческого слова, в бессмертие поэзии. Задачи поэзии Державин видел не только в том, чтобы «истину царям с улыбкой говорить», но и в проповеди мира, всеобщего счастья. Его творчество явилось связующим звеном между поэзией Ломоносова и поэзией Пушкина.