Свыше двух десятилетий Дидро посвятил главному делу своей жизни — изданию «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», что выходила из печати с 1751 по 1780 гг. и состояла из 35 томов, в том числе 11 справочных книжек, где содержались рисунки, черчения, карты, схемы, и 8 томов указателей. Ради создания «Энциклопедии» Дидро удалось объединить весь цвет французского просвещения — от Вольтера до Ж. Ж. Руссо. «Энциклопедия» сыграла гигантскую роль в формировании общественного сознания во Франции и во всей Европе.
Вместе с тем продолжалась продолжительная работа над произведениями по эстетике, философии, художественными произведениями. «Энциклопедия», тем не менее, разорила издателя. Много европейских монархов приглашали Дидро к себе, чтобы завершить издание «Толкового словаря», он отказывался от высокой чести. Екатерина II, желая поддержать своего французского корреспондента, купила у него библиотеку с условием, что она останется пожизненно в Дидро, а сам он станет библиотекарем ее императорской величественности. Конец 1773 — нач. 1774г. философ провел по приглашению русской императрицы в Петербурге, где стал действительным членом Академии наук и почетным членом Академии искусств.
Дидро Россия обязана одним из совершеннейших произведений — «Медному всаднику» Э.М. Фальконе, который оказал значительное влияние на русскую культуру. Именно Дидро предложил Екатерине II пригласить популярного скульптора в Россию, распознав в нем большого монументалиста.
Последние годы жизни Дидро провел в Париже, заканчивая издание «Энциклопедии» и создавая образы художественных «Салонов» для газеты «Литературные, философские и критические переписки», которую выдавал его друг барон Г. Гримм. Много исследователей связывают с этими публикациями формирования современной художественной критики.
За своими философскими взглядами Дидро был механистическим материалистом. В определенном смысле он опередил дарвинизм, поскольку считал, что у биологического вида человека есть своя предыстория. Пройдя сложный путь в своем духовном развитии, Дидро стал последовательным атеистом. Именно из этих позиций он рассматривал исторический процесс и современный мир. Он заигрывал с монархами, считая, что просвещенный абсолютизм — одна из наилучших форм государственного уклада.
По мнению философа, решающую роль в воспитании наций должны играть искусство, литература и театр. В области художественного творчества для Дидро хорошо то, что правдиво отображает жизнь, а не только отвечает требованиям изысканного вкуса и просвещенного ума. Вот почему он беспощадно боролся с искусством рокайля, поскольку оно воображалось ему полностью безыдейным, а потому и ненужным. Соображение о дидактизме и утилитаризме — центральные в эстетичной программе Дидро, потому, создавая культ жанровых художников — Д. Тенирса, Ж. Б. Греза, Ж. Б. С Шардена, он выступил против Ф. Буше и его школы, так как, по его мнению, «каждое произведение скульптуры или живописи должно выражать какое-то значимое правило жизни, поучать зрителя, иначе оно будет немым».
Свои философские, исторические и эстетические взгляды Дидро воплотил в художественной форме, создав три повести, которые не выходили из печати при его жизни, поскольку прозаиком он себя не считал.
«Монахиня» («La Riligieuse», 1760) и « Жак-Фаталист и его Хозяин» («Jacques le Fataliste et son Maitre», 1773) вышли из печати лишь в 1796г., а «Племянник Рама» («La neveu de Ra
В области художественной прозы его предшественниками были А.Ф. Прево Д'Экзиль и
П.К. де Ш. де Мариво, любимыми писателями А.Р. Лесаж, Вольтер, С. Ричардсон и
Л. Стерн. В «Монахине», написанной под впечатлением громкого судебного процесса, писатель со всей страстью выступил против тогдашних монастырских обычаев. Повесть написана в форме записок главной героини Сюзанны Симонен, адресованных ее покровителю. Помещена насильно в монастырь своей семьей, Сюзанна не примирилась с монашеством и поруганием над личностью, отдав преимущество бегства, блужданиям и нуждам. Всеми ее поступками руководит любовь к свободе и независимости. В отличие от Мариво и Прево, в Дидро доминирует социальная критика. Его интересует противостояние добродетели и греховности и соблазна. Тем не менее, несмотря на доминирующее социальное начало, гривуазные элементы имеющийся во многих эротических сценах, которые сближают автора «Монахини» с мастерами рокайля.
« Жак-Фаталист и его Хозяин» принадлежит к распространенному в XVIII ст. роману «большой дороги». Написанный он в форме диалога и вмещает афоризмы, анекдоты, новеллы; сквозная фабула здесь практически отсутствует. Перед слугой и его хозяином, которые странствуют, возникает картина современной жизни. В дороге они знакомятся с представителями всех общественных слоев: крестьянами, буржуа, вельможными дамами, монахами и т.д. Жак определенной мерой похожий на Санчо Панса и Жиля Блаза, тем не менее он не является авантюристом, а персонажем интеллектуальным, который во всем превосходит своего Хозяина, которому автор даже не дал имени. Жак-борец, как Фигаро в П.О. Бомарше, но он уже возражает покорность судьбы, часто активно вмешиваясь в жизнь, хотя и постоянно говорит о своем фатализме.
Героем философского диалога «Племянник Рамо» стал реально существующий племянник славного композитора XVIII ст. Жан-Франсуа Рамо — тип, которому, по словам
Г.В.Ф. Гегеля, присуща «разорванность сознания». Рамо получил замечательное образование, был умным, остроумным, сообразительным, но отдал предпочтение беспорядочной паразитической жизни, а не полезной деятельности и в результате умер на больничной кровати в доме для сумасшедших.
В отличие от « Жака-Фаталиста», где действие изменяется, «Племянник Рамо» значительно статичнее. Главное внимание Дидро сосредоточено на интеллектуальной игре, где он обнаруживает остроумие и изобретательность.
Философ и племянник Рамо разговаривают на разные темы. Первый отстаивает просветительские идеалы, второй цинично размышляет обо всем на свете. Рамо абсолютно аморальный, никаких ценностей в жизни он не признает, поскольку «в природе пожирают друг друга все виды животных и в обществе пожирают друг друга все станы». Пренебрегая общество, Рамо приспосабливается к нему, так как «в мире значительно больше поз, чем может воссоздать хореография». Рамо — паразит и шут, он сознает это. По своему он защищает свои права паразита, данные ему эпохой тяжелого времени. Он развенчивает и само развенчивается. Не случайно Гегель увидел в Рамо насмешки из личной жизни и из самого себя.
Три повести Дидро вошли в европейскую литературу как характерные образцы просветительской прозы. Деятельность критика, который имеет острую социальную направленность, составляет неразрывное целое.