Человек — вот тайна, и если будешь
ее разгадывать всю жизнь, не говори,
что потерял время зря. Я
занимаюсь этой тайной,
ибо хочу быть человеком...
Ф. М. Достоевский
Все творчество Достоевского — это художественные исследования человека, его идеальной сути, его судьбы и будущего. Человек Достоевского — это человек, потерявший целостность, человек в разладе, в несовпадении с действительностью и с самим собой.
В записной тетради 1880—1881 гг. он писал, что хочет “при полном реализме найти человека в человеке. Это русская черта по преимуществу, и в этом смысле я конечно народен (ибо направление мое истекает из глубины христианского духа народного)... Я реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой”.
Большой социальной значимостью обладает открытый Достоевским человек подполья, “подпольный парадоксалист”. Писатель заметил по этому поводу: “Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его”. Чем более герой этого писателя осознает свое униженное положение — положение винтика, — тем более он хочет отстоять свое человеческое достоинство. Непомерно растут его амбиции, утрачиваются моральные нормы, теряется нравственный стержень личности. Писателем показан душевный мир человека, который не в силах противостоять давлению окружающей социальной среды, уходит в кошмарное нравственное “подполье”.
“Найти в человеке человека” значило для писателя найти нравственную духовную силу человека. Путь распада личности, ее страдания, которые она испытывает в своем стремлении к идеалу, — главная тема Достоевского 60—70-х гг. Писатель исследует путь нового сознания, и первый, кто идет этим путем, — это Родион Раскольников.
В своих произведениях Ф. М. Достоевский разработал особый тип философского, психологически углубленного реализма, основанного на обостренном внимании к наиболее сложным и противоречивым формам бытия и общественного сознания его эпохи, на умении достоверно отразить ее основные, глубинные противоречия.
Для раскрытия более глубинных черт характера автор сводит его на страницах своих произведений с большим количеством различных персонажей. Героя мучат неразрешимые вопросы, его захватывает яркая палитра чувств, м
Одно из основных произведений Достоевского — роман “Преступление и наказание” — написан им в период зарождения в России капиталистических отношений. В связи с этим в стране обостряются социальные противоречия и намечается подъем социального движения. В своей работе автор раскрывает внутренний мир не только отдельных личностей, но и психологию разных слоев общества. Он затрагивает внутреннее состояние низших, обездоленных слоев населения, живущих в постоянной нужде и унижениях. Писатель раскрывает и характеры преуспевающих дельцов.
Достоевский не просто писал роман, он ставил перед будущими читателями философские и нравственные вопросы. Пытаясь дать ответ на них по ходу повествования, он, кроме того, давал возможность читателю самому найти решение. Герой романа выступает прежде всего как мыслитель и полемист, который своей жизнью испытывает собственные идеи и убеждения.
Для творчества Достоевского характерна тщательная продуманность имен и фамилий его героев, которые полны глубочайшего смысла. Исследователи выдвигают различные взгляды на смысл фамилии главного героя романа “Преступление и наказание” Родиона Раскольникова. Бемм говорит о возможности двойного толкования фамилии: одно как “раскол, раздвоение”; другое связывает со словом “раскольничество”, то есть одержимость одной мыслью, фанатизм, упрямство. Интересно толкование фамилии, имени и отчетства героя, данное Беловым: “Раскол Родины Романовых”. Во всех произведениях Достоевского прослеживается его критика “теории среды”, которая как бы снимает с человека личную ответственность за его общественное поведение и переносит вину за его вольное и невольное зло на тяжелые социальные обстоятельства. Суждения Федора Михайловича о человеке сложены из понимания свободы личности, не полностью подчиненной “закону среды”, из раскрытия противоречивости самой природы человека, несущей в себе и начало зла, гибели, разрушения.
В романах Достоевского рождается не безнадежное “свидригайловское” отчаяние, а, наоборот, надежда на возрождение, пусть и мучительное, но все же достижимое. Отсюда следует возможность борьбы человека с собой, возможность преодоления себя, сознание личной ответственности за собственную жизненную позицию. И в итоге появляется возможность нравственного самовоспитания и возрождения, “воскресения”.