Говоря о социально-гуманитарной линии творчества Достоевского, следует отметить, что образы униженных, «маленьких» людей широко представлены в его произведениях разных периодов. Образы эти ярко обрисованы в «Записках из Мертвого дома», «Униженных и оскорбленных», «Преступлении и наказании» и др. Достоевский и тут далеко ушел от Гоголя, раскрыв новый мир человеческих отношений, стремлений и чувств. Но вместе с тем и здесь сохранил
ась ясная внутренняя преемственность с творчеством Гоголя, стоявшего у истоков русского реализма. И это, нам кажется, хорошо оттеняет следующее замечание Добролюбова: «В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или наконец даже не вправе быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе».