Дюма Александр (Дюма-отец; полное имя — маркиз Александр Дюма Дави де Ла Пайетри) (Alexandre Davy de La Pailleterie Dumas, 24.07.1802 — 5.12.1870) — французский драматург, романист, поэт, писатель, сказочник, биограф, журналист. Родился в г. Вилле-Котре, недалеко от Парижа, в семье республиканского генерала А. Дюма. В 20 лет приехал в Париж, работал клерком у герцога Орлеанского.
Литературную деятельность он начал в 1825 г. В 1827 г. написал пьесу «Христиана», которую вскоре запретили к постановке. Успех пришел в 1829 г. после постановки драмы «Генрих III и его двор» (1828), затем поставлены «Антони» (1831), «Ричард Дарлингтон» (1831), «Нельская башня» (1832), «Кин» (1836). В 1833 г. Александром Дюма написан первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция». Первый исторический роман Дюма — «Изабелла Баварская» (1831).
Начав творческий путь как многообещающий представитель ро-мантизма, Дюма отошел от новаторства романтиков и бросил все свои силы на создание «фабрики романов» со всей технологией массовой беллетристики. Огромное количество романов (прижизненное собрание сочинений Дюма занимает 301 том, сам же он в письме к Наполеону III насчитал примерно 1200 томов) создано им в соавторстве с целым штатом «литературных негров» (П. Мерис, П. Лакруа, Мальфиль и др.). На судебном процессе 1847 г. было доказано, что за один год Дюма опубликовал под своим именем больше, чем самый проворный переписчик мог бы переписать за год, если бы работал без перерыва днем и ночью. «Фабрика» давала писателю невиданные доходы — до 200 тысяч франков золотом в год (хотя из-за расточительности и щедрости Дюма в конце жизни пришел почти к нищете и вынужден был воспользоваться поддержкой Дюма-сына).
Самым известным произведением Дюма является историко-авантюрный роман (в соавт. с Огюстом Маке) «Три мушкетёра» (1844) (за которым последовали «Двадцать лет спустя», 1845; «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя», 1848–1850; трилогия объединена героями — д’Артаньян, Атос, Портос, Арамис). Форма романа-фельетона, которую избрал Дюма для его публикации, определила иную, не романтическую «картину мира», рисуемую автором. Если раньше его интересовала какая-либо историческая эпоха, то теперь во всех эпохах его привлекает сохраняющая свою идентичность яркая личность. Герои «Трех мушкетеров» в последующих романах трилогии попадают в совершенно иную историческую эпоху. Исторические обстоятельства изменяются, но герои остаются неизменными. Хотя герой Дюма — д'Артаньян от ро-мана к роману трилогии поднимается по общественной лестнице и умирает в чине маршала, Дюма подчеркивает всю суетность ст
В 1858 г. Дюма путешествовал по России, свои впечатления описал в путевых очерках «Из Парижа в Астрахань» (5 томов, 1858). Он также писал мемуары («Мои воспоминания», 22 тома, 1852–1854), работал в других жанрах.
Соч.: Oeuvres complètes: T. 1–301. P., [1846–68]; в рус. пер. — Собр. соч.: В 50 т. М., 1997–2000.
Лит.: Дурылин С. Александр Дюма-отец в России //Лит. наслед-ство. Т. 31–32. М., 1937; Моруа А. Три Дюма. М., 1986; Мишина М., Луков Вл. Дюма //Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Charpentier J. A. Dumas. P., 1947.
Вл. А. Луков, Н. Е. Ерофеева
Этапы литературного процесса: Новое время: XIX век. — Теория истории литературы: Направления и течения: Романтизм. — Теория истории литературы: Направления и течения: Массовая литература (предшественники). — Персоналии: Французские писатели. — Персоналии: Персональные модели во французской литературе.