Тема любви занимает одно из главных мест в творчестве Е. Евтушенко. В первых стихах о любви сказались и робость, неуверенность в себе, и неясность чувства, заставляющего подозревать, что оно не настоящее («Ты большая в любви...»), и искреннее, глубокое обожание, бережное отношение к любимой («Не понимать друг друга страшно»), и первая любовная коллизия — переживание от «разобщенности близких душ» («Со мною вот что происходит...»).
С годами любовная тема приобретает более драматический характер. Лирический герой пытается вырваться из тисков житейской драмы, укрыться от всех треволнений жизни на мосту, «навеки в небо врезанном», на мосту, суть которого всегда свята, на мосту, простертом надо временем, надо всем, что ложь и суета... Но мост остается мечтой. Жизнь взваливает на плечи нелегкую но шу любви. Образ любимой усложняется («Ты начисто притворства лишена...»).
Одно из лучших творений любовной лирики Евтушенко — его «Заклинание». Достоинство и благородство, с которым выражено чувство в этом стихотвор
Молю тебя — в тишайшей тишине, или под дождь, шумящий в вышине, или под снег, мерцающий в окне, уже во сне и все же не во сне — весенней ночью думай обо мне, и летней ночью думай обо мне, осенней ночью думай обо мне и зимней ночью думай обо мне.
Лирический герой начинает искать успокоения от житейских неурядиц в тихой гавани женской любви («Всегда найдется женская рука...»). Происходит объяснение с самим собой, очень напоминающее объяснение в любви к музе, но более искреннее и лишенное театральных эффектов.
Самое жесткое в любовном цикле стихотворение «Я разлюбил тебя... Банальная развязка...». В нем нет ни жалости к себе, ни к своей возлюбленной, герой боится жалости: «Когда размякнешь вновь, наобещаешь вновь...» Он боится, что снова придется спасать тонущий корабль любви.