(образ родины в лирике С. Есенина)
Образ России возникает в произведениях многих поэтов серебряного века — А. Блока, А. Белого, А. Ахматовой, М. Цветаевой. Говорить о России в это трудное время значило не только любоваться красотой ее природы, не только заверять читателя в любви к родине, но и задумываться о ее исторических судьбах, болеть всеми ее болями, ощущать все ее проблемы как свои личные. В полной мере это относится к лирике С. Есенина.
Самое глубокое и сильное чувство, самую глубокую и сильную привязанность С. Есенин испытывал к родине. Родина была для поэта второй матерью. Его любовь была горячей, почти фанатичной, очень болезненной. Поэт любил эту землю, он не хотел другой. На этой земле и для нее он родился. Людям этой земли он дарил свои стихи. Он любил так, как мог любить только поэт, — нежно, страстно и больно:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Он тяжело переживает боль и невзгоды крестьянской Руси. Эти переживания отразились в скорбных и гневных строках. Где бы ни находился поэт, чем бы он ни занимался, мысль о России никогда не покидала его.
Оловом светится лужная голь...
Грустная песня, ты — русская боль.
Поэт знал, что жизнь крестьян часто не устроена и безрадостна, что их судьба тяжела. И от этого уже в ранних стихах С. Есенина — боль, тревога, печаль, скорбь.
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Всей душой, всем сердцем поэт с народом: и в короткие радостные мгновения, и в долгие годы печали и скорби:
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
Суров, печален и правдив рассказ С. Есенина о родине во времена военных невзгод в поэме «Русь». Тревожная атмосфера надвигающей
Потонула деревня в ухабинах.
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
Война была для крестьянской Руси непоправимым бедствием. Рушились людские судьбы, неубранными стояли нивы, пылали города... «Война мне всю душу «изъела», — писал С. Есенин в «Анне Снегиной». С. Есенину хочется верить, что беда, может быть, обойдет отчий край стороной. Но беда пришла.
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Такие строки родились в сердце человека, для которого война — непоправимое горе. В поэме ясно слышится голос народного гнева, и поэт разделяет этот гнев.
Но родную страну ждали новые испытания. Революцию С. Есенин принял с открытым сердцем, видя в ней прежде всего возможность обновления:
О Русь, взмахни крылами!
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.
Но обновление имеет и свою оборотную сторону, и поэт не может ее не видеть. Вновь любовь поэта смешивается с болью и тревогой. Больно ему, что меняется привычный уклад русской деревни, «что живых коней заменила стальная конница». Он печалится о Руси полевой, патриархальной, уходящей в прошлое:
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
Какая боль звучит в трагедийной песне поэта о невозвратной, обреченной на гибель деревне, какая тревога за будущее России!
Россия — единственная любовь С. Есенина. «Чувство родины — основное в моем творчестве, — писал он, — оно все, без не ничего. Женщина, дети, дом, друзья — все это можно отдать другому, только не Россию, вне России не будет ничего — ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы».