Имя Сергея Есенина хорошо известно любителям поэзии. Его лирика никого не оставит равнодушным. Она проникнута горячей любовью к родине, к природе. Любовная лирика заслуживает отдельного разговора о творчестве поэта. Радость встречи, тоска разлуки, порыв, грусть, отчаяние – разнообразные переживания отразились в лирике поэта. Любовь поэта… У Есенина она целомудренно-прекрасна, светла и трагична, озарена надеждой, родниковой чистотой и верой. Любовная лирика Есенина дорога читателям тем, что он более других поэтов стремился душой к добру и любви. Первое известное стихотворение о любви датировано 1910 годом. Лирическому герою было тогда всего 15 лет. Но какая страстная песнь вырывается из юного сердца:
… Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, Сядешь в копны свежие под соседний стог. Зацелую допьяна, изомну, как цвет, Хмельному от радости пересуду нет…
Поэт не мог в то время иметь любовный опыт, но искренность чувства подсказала ему верные слова. Он в своем воображении нарисовал картину будущего свидания с любимой, как бы услышав подсказку самой природы. И действительно, читатель ощущает запах свежего сена, перемешанный с ароматом девичьих волос, хмель от вечернего августа и звона падающих звезд. В такой обстановке поэт угадывает и языческий темперамент наших далеких предков. Передать чувства любви к женщине через образы природы было для Есенина так естественно, как будто сам он был частью этой неброской, глубокой в своей печали и радости русской природы. Первые разочарования еще струились нежным светом, а не болью:
Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды, и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда…
Далее поэт делает в этом стихотворении замечательный по широте и доброте души вывод: «Все ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи – к светлой тайне приложил уста». Здесь уже попытка осмыслить любовь как нечто божественное, высшее, стоящее над природой и человеком. Для поэта-гуманиста было важно не нравственное падение лирического падения, а духовное возрождение, пробуждение и утверждение в его душе и сердце вновь светлого чувства любви и надежды. Так появляется вторая часть книги «Москва Кабацкая» –
Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ…
В этом прекрасном цикле поэт высказывает мысли о свободе женщин. Его не могло не огорчать бесправное положение женщин-южанок.
Мы в России девушек весенних На цепи не держим, как собак, Поцелуям учимся без денег, Без кинжальных хитростей и драк…
Есенин гордится, что его страна не закабаляет любовь, что в России к женщине относятся с преклонением. И в знаменитом «Письме к женщине» при всем горьком, исповедальном выходе чувств все же сохраняется власть добра и света, никогда не оставляющие душу поэта:
Живите так, Как вас ведет звезда, Под кущей обновленной сени…
В жизни, вне творчества, Есенин пережил несколько любовных трагедий и разрыв с женщинами. Но и после разрыва с ним эти женщины продолжали любить поэта, относясь к этому как к божественному подарку жизни. Они оказались правы. Мир любви С. Есенина стал бесценным достоянием культуры всего человечества. Особенностью лирики Есенина является то, что лирический герой любит земную женщину; все его стихи о любви конкретны, адресованы кому – либо. Любовная лирика поэта по-прежнему волнует читателя, заставляет посмотреть на жизнь по-иному.