С.А. Есенин — русский поэт начала XX века, заявивший: «Чувство Родины — основное в моем творчестве». Сергей Есенин родился в крестьянской семье на Рязанщине в селе Константиново. Свою любовь к крестьянской России поэт пронесет через всю свою жизнь, возглавив новокрестьянское течение (термин условен) в русской поэзии «серебряного века». В семнадцать лет С. Есенин приехал в Москву с надеждой опубликовать свои первые поэтические произведения: «Береза», «Проталинка», «Ночь» и др. Но столичные журналы закрыты для юного поэта, поэтому тот решается показать свои стихи признанному мэтру «серебряного века» — А.А. Блоку. Прочитав первые поэтические опыты С. Есенина, Александр Блок, серьезный и строгий в собственных оценках и суждениях человек, тотчас же отметил талант молодого поэта и написал рекомендательное письмо московским литераторам с просьбой опубликовать поэтические произведения юного дарования. Есенин вошел в русскую поэзию «серебряного века» со своей темой, которая стала главной на протяжении всего творческого пути поэта — темой России, родного края, отчего дома. В 1914 году в детском журнале «Мирок» напечатано первое произведение С.А. Есенина — «Береза» (1913). Центральным образом стихотворения является береза — любимое дерево русского народа, «одно из наиболее почитаемых у славян». Эпитет белая не только описывает дерево, но и отождествляется в восприятии читателя с божественным началом, так как белый цвет в древнерусских памятниках означает причастность к Богу. Одушевленный образ березы создается и метафорой принакрылась, через которую прослеживается связь дерева с образом женщины: ее желанием быть красивой, сохранить очарование. Строка «Под моим окном» указывает на личностную сопричастность происходящего поэту, который не просто восхищен открывшейся перед ним картиной природы, но и делает неожиданные открытия. Первое эмоциональное впечатление постепенно сменяется проникновением в тайну существования дерева. Береза, оказывается, живет внутренней жизнью. Она сама из себя творит чудо: в ней таится природная сила, способная обычный пейзаж превратить в сказочно-прекрасный. Третья строфа стихотворения начинается союзом и, имеющим в поэтическом контексте особый смысл: естественное продолжение лирического повествования, объединение всего произведения в единое целое, указание на последовательность смены описываемых картин. В третьей строфе расширяются пространственные границы изображения, определяется место березы в окружающем мире:
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
В последней строфе главная роль отведена заре, внимание которой еще более выделяет березу среди окружающей действительности:
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Через несколько лет в программной статье «Ключи Марии» С.А. Есенин написал: «Все от древа — вот религия мысли нашего народа… Древо — жизнь…». В стихотворении «Береза» раскрывается философия раннего Есенина: в центре мироздания находится дерево как символ сопричастности человека с настоящими корнями.
В 1916 году издан первый поэтический сборник Сергея Есенина «Радуница», в котором намечены основные мотивы его творчества: Русь с ее полями, залитыми весенним солнцем лугами, с немеркнущей красотой первозданной природы, образами крестьянской жизни. Уже первый сборник Есенина отмечен критикой. Литературным учителем молодого талантливого поэта становится Н. Клюев, при поддержке которого развиваются основные темы в творчестве С.А. Есенина, заявленные им в «Радунице». В этот же период происходит знакомство с другими известными поэтами «серебряного века»: Н.С. Гумилевым, Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус, А.А. Ахматовой и др. Сергей Есенин быстро становится профессиональным писателем. О его появлении в русской литературе Р. Ивнев (русский поэт «серебряного века») писал: «Литературная летопись не отмечала более быстрого и легкого вхождения в литературу. Всеобщее признание свершилось буквально в какие-нибудь несколько недель». В ранний период творчества С.А. Есенин примкнул к группе имажинистов (от англ. image — образ), основными представителями которой были: Р. Ивнев, В. Шершеневич, Н. Эрдман и др. Как литературное направление в русской поэзии «серебряного века» имажинизм просуществовал недолго, так как сторонники данного направления шли по пути самоцельной образности в ущерб смыслу, но для С.А. Есенина это был важный этап в формировании его художественного миропонимания. Склонность Есенина к образному видению мира и стала отличительной особенностью его художественного таланта. Сам поэт писал: «В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и … образность. Образ живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства». Например, образ луны (месяца) представляется лирическому герою Есенина то в облике «рыжего гуся», то «ковригой хлебною под сводом», то в обличье «всадника унылого» и др.
До 1917 года С.А. Есениным развиваются его основные поэтические темы: деревенская Русь, природа родного края, обожествление всего живого. Есенин называл себя «последним поэтом деревни», характеризуя в собственных произведениях деревенский уклад жизни, сельский труд, русскую природу. Сквозными образами поэзии Сергея Есенина являются: образы земли и неба, образ дороги, образ солнца и луны, образ русской избы (деревенской хаты). В стихотворении «В хате» (1914) каждая строчка наполнена деталями крестьянского быта, которые являются частью малой родины поэта: сажа над заслонкою, парное молоко, «квохот» беспокойных кур, «щенки кудлатые». Лирический герой растворяется в деревенской жизни, для него каждое мгновение имеет особый смысл, поэтому ничего не остается без внимания. Поэта привлекают самые обыденные вещи:
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Главная тема стихотворения С. Есенина «Топи да болота» (1914) — любовь к родному краю. Ключевыми словами данного лирического произведения являются последние строки, которые обобщили созданную Есениным художественную картину:
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!
Поэт описывает природу средней полосы России: топи да болота, синее небо, хвойный зеленый лес. Природа полна жизни, гармонична, и лирический герой упивается открывающимся перед ним пейзажем. Чтобы передать восторг лирического героя, автор использует метафоры, олицетворения: «синий плат небес», «хвойной позолотой», «меж лесных кудрей», «темным елям снится», «посвист ветряной». Стихотворение богато образными народными выражениями: «плат небес», «тенькает синица», «гомон косарей», «слухают ракиты». Используемые аллитерации и ассонансы озвучивают изображенную поэтическую картину: «хвойной позолотой взвенивает лес», «по лугу со скрипом тянется обоз», «посвист ветряной». В этом стихотворении описаны приметы родного края: топи да болота, синее небо над головой, небольшой обоз, запах хвои. Особую напевность поэтическому произведению придает используемый стихотворный размер: хорей, поэтому так и хочется пропеть отдельные строки и поделиться своей душевной радостью. Лирический герой счастлив от сознания своей принадлежности чудесному русскому краю.
Тема бродяжничества, скитальческого образа жизни присутствует в поэзии С. А. Есенина уже с первых стихотворений («Пойду в скуфье смиренным иноком…» (1914), «Я — пастух, мои палаты…» (1914), «По дороге идут богомолки…» (1914), «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (1916) и др.). Впоследствии с образом дороги связаны надежды поэта на новую жизнь. Образ деревенской хаты неотделим в сознании поэта от народнопоэтического
Избы забоченились,
А их всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Родной край в стихотворениях дореволюционного времени воспринимается лирическим героем поэта как родная семья, отчий дом, где все гармонично сосуществует («Край любимый! Сердцу снятся…» (1914), «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Сторона ль моя, сторонка…» (1914), «В том краю, где желтая крапива…» (1915), «Я снова здесь, в семье родной…» (1916) и др.).
Особую роль в поэзии С.А. Есенина играют цветовые эпитеты, недаром его называли мастером словесной живописи. Среди цветов в лирике С.А. Есенина преобладают золотые, розовые и голубые тона. Именно так воспринимается мир поэтом, именно так видит он свою родину — милую Русь («роща золотая», «над голубым прудом», «сиреневую цветь», «голубую Русь», «золотою лягушкой луна», «увяданья золотом охваченный», «на розовом коне»).
В свершившейся Октябрьской революции поэт видит надежду на обновление, поэтому в первые послереволюционные годы Есенин вырабатывает собственную поэтическую систему, соединяющую и рамках художественного текста и народнопоэтическую символику, и библейские образы, и языческую мифологию. Для есенинского поэтического мышления этих лет характерен гиперболизм, космичность. Это привело Сергея Есенина в созданную новокрестьянскими поэтами группу «Скифы». Поэт обращается в своих произведениях к мифотворчеству. В 1918 году С.А. Есенин пишет статью «Ключи Марии», в которой характеризует свои основные художественно-поэтические принципы, объясняет, что мифология является источником народного искусства, первоосновой художественных образов и символов. Тема природы связана в есенинской поэзии с олицетворением живых существ. Например, в стихотворении «Песнь о собаке» (1915) у матери-собаки отняли «рыжих семерых щенят». Чистый натурализм («ощенила сука», «причесывая языком», «слизывая пот с боков») соединяется у Есенина с глубоким лиризмом («струился снежок подталый», «долго, долго дрожала воды незамершей гладь», «в синюю высь звонко глядела», «месяц скользил тонкий», «золотыми звездами в снег»). Стихотворение сюжетно: человек («хмурый хозяин»), не считаясь с чувствами собаки, утопил ее щенят. Поэтом передано истинное горе животного:
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
Последнее четверостишие является оксюмороном, с помощью которого описано невозможность существования в одном мире жестокого человека и собаки-матери, сознательно лишенной собственных детей:
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Именно животное становится единственным другом лирического героя уже в поздней период творчества в стихотворении «Собаке Качалова» (1925). Данное произведение начинается с обращение лирического героя к своему четвероногому другу — Джиму. Именно собака становится доверенным лицом, посредником между возлюбленной, которая «всех безмолвней и грустней», и лирическим героем:
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Обращаясь к Джиму, поэт использует следующие эпитеты: «голубчик», «мой милый», «друг», которые переводят отношение лирического героя к животному в личностный план. Через любовь «ко всему живому» выражается отношение Есенина к миру.
Восприняв Октябрьскую революцию, как он сам говорил, с «крестьянским уклоном», поэт вскоре понимает, что «мужицкому раю» на земле не бывать, наступают минуты трагического разочарования. Попытки соединить Русь уходящую с Русью советской оказываются безуспешными. Свои переживания С.А. Есенин переносит на лист бумаги, создавая поэтические стихотворения, полные лиризма, трагического мироощущения, скрытых переживаний. Именно к такой лирике и относится стихотворение поэта «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921). Данное стихотворение С.А. Есенина принадлежит к философской лирике поэта: в нем происходит переосмысление событий настоящего и прошлого. Лирический герой — человек, «увяданья золотом охваченный», размышляет об «утраченной свежести», молодости; о том, что многие чувства и желания исчезли, глаза уже не горят так ярко, как раньше. Лирический герой утратил безрассудство, «дух бродяжий», и никто уже его «не заманит шляться босиком». Прошедшее воспринимается как ранняя весна, связанная с «розовым конем». Лирический герой С. Есенина, расставаясь с юностью, в первую очередь прощается с «духом бродяжьим»:
Дух бродяжий, ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст,
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Финал стихотворения философский: понимая, что «все мы в этом мире тленны», поэт благословляет жизнь со всеми ее невзгодами и печалями, радостями и победами:
Все мы, все мы в этом мире тленны
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Используемые художественно-выразительные средства: эпитеты («белых яблонь», «страна березового ситца»), метафоры («яблонь дым», «сердце, тронутое холодком», «буйство глаз и половодье чувств»), олицетворения («расшевеливаешь пламень уст», «льется с кленов листьев медь») — создают многогранный поэтический образ. Чередование мужских и женских окончаний формирует ритмику стихотворения, придает ему напевность. Многие поэтические произведения С.А. Есенина положены на музыку и стали романсами.
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» также является известным романсом.
Поэт воспринимает происходящее в
России как личную трагедию:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Перед С.А. Есениным встает вопрос: «Куда несет нас рок событий?». Вопрос, на который поэт так и не смог дать ответ. В стихотворениях о деревянной Руси этого периода («Я усталым таким еще не был…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Заметался пожар голубой…» и др.) много боли, скорби, так как на смену «милому краю» приходит «стальная конница». Деревенская изба — целый мир поэта — разрушается, и это нельзя ничем оправдать, поэтому в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925) используется традиционный для раннего Есенина эпитет «золотой», который в данном случае является символом уклада деревенской жизни, со всей присущей ей красотой и гармонией:
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы
И в этот период главным в лирике о Родине остается патриотический и гуманистический пафос, глубочайшая народность, то, что делает Есенина великим русским национальным поэтом. Например, стихотворение «Отговорила роща золотая…» (1924) написано поэтом в сложное для себя и России время, в двадцатые годы XX века. Тематика данного стихотворения многолика: здесь переплетаются ощущения лирического героя, полного «дум о юности веселой», с описанием тех изменений, которые происходят в природе поздней осенью, когда «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», когда «дерево роняет тихо листья». Образ лирического героя, забытого всеми, уставшего от жизни, является сквозным. Особую роль в стихотворении играет мотив странничества — герой ощущает себя как «каждый в мире странник», которого никто не жалеет.