Есенин принимает жизнь с ее противоречиями, неустройствами, наконец –
то успокоившись, «утихнув», и «душой бунтующей навеки присмирев» («Русь
советская», 1924год). Так, например, в стихотворении «Видно, так заведено
на веки …» (1925год), Есенин говорит о своем душевном успокоении:
«Видно, так заведено на веки
К тридцати годам перебесясь,
Все сильней, пожженные калеки,
С жизнью мы удерживаем связь.
Милая, мне скоро стукнет тридцать,
И земля милей мне с каждым днем.
Оттого и сердцу стало сниться,
Что горю я розовым огнем …».
В стихотворениях С. Есенина, относящихся к последнему периоду его
Творчества уже нет той тоски, что рвала сердце на части, лирический герой
Тянется к жизни, к людям. С чувством долгожданного избавления расстается он
С «кабацким чадом», с былыми муками.
Но лирический герой позднего Есенина лишь внешне выглядит прохожим и
Праздным соглядатаем. Его сердце постоянно мучают вопросы, на которые он и
Не пытается дать ответы, принимая различные позиции и точки зрения. «Русь
Уходящая», «Русь бесприютная» и «Русь советская» равноправно предстают в
Поэзии Есенина и вопрос: «Куда несет нас рок событий»? – находит различные
Ответы в рамках различных произведений.
Принимая все новое в жизни, Есенин все же ощущает собственное
Отчуждение от этой жизни. В стихотворении «Русь советская» (1924год) он
Горько осознает:
« … Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец …»
Ощущение того, что жизнь идет мимо него, ощущение одиночества,
Ненужности, мучает и терзает Есенина на протяжении всей его недолгой жизни.
Также не дает покоя ему вопрос о роли и значении его творчества. С
Одной стороны, Есенин уверен в правильности избранного им пути. В начале
1920 –х годов он сам очень высоко оценивал значение своей поэзии, называя
Себя «суровым мастером» и «самым лучшим поэтом» России («Исповедь
Хулигана», 1920год), а также, позднее – «первокласнейшим поэтом … в
Столице» («Мой путь», 1925год). В своем стихотворении «Стансы» (1924год),
Есенин гордо заявляет:
« … Я вам не кенар!
Я поэт!
И не чета, каким – то там Демьянам.
Пускай бываю иногда я пьяным,
Зато в глазах моих
Прозрений дивный свет …».
С другой стороны, Есенин ощущает ненужность своей поэзии в стране, ее
Несоответствие действительности. В стихотворении «Русь советская», он с
Горечью осознает:
« … Моя поэзия здесь больше не нужна.
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен …»
Поэт винит себя за чуждость, бесполезность народу. С новыми критериями
Подходит он теперь к своему творчеству: «Стишок писнуть, пожалуй, всякий
Может …» («Стансы»). Такие стихи поэт с презрением отвергает, и выносит
Приговор своей поэзии и себе за то, что ничего не поняв «в развороченном
Бурей быте», замкнулся в своих собственных переживаниях. В стихотворении
«Мой путь» (1925год) Есенин с горечью заявляет:
« …На кой мне черт,
Что я поэт!..
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только …
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани»!
Все эти душевные разлады, мучения, сомнения приводят С. Есенина к
Отчуждению его от жизни и от самого себя. Творчество Есенина связано,
Прежде всего, с отражением кризисного
Отражает объективные духовные процессы, связанные с феноменом отчуждения и
Самоотчуждения личности, переживающей драму утраты корней, единства с
Природой, миром, людьми.
На протяжении всего творческого пути С. Есенина можно проследить
Творческий феномен самоотчуждения, двойничества. Поэт ощущает себя все
Более и более чужим самому себе, своей собственной сущности, воспринимает
Себя как кого – то другого, на которого он смотрит как бы со стороны. Так,
Например, в стихотворении «Проплясал, проплакал дождь весенний …»
Есенин тяжелее, чем кто – либо другой переживал в самом себе духовную
Болезнь самоотчуждения, осознание существования своего «двойника», поэтому
Его лирика столь трагически – исповедальная.
Кульминацией трагического накала душевных страстей поэта, наибольшего
Проявления его раздвоенности, отчуждения от самого себя является его поэма
«Черный человек», окончательно завершенная им в ноябре 1925 года, незадолгоДо гибели. Здесь уже не завуалировано, а очень отчетливо проявляется его
«черный двойник», который не давал ему покоя на протяжении многих лет. По
Мнению А. А. Волкова, есенинский Черный человек – это часть самого поэта,
Его двойник, которому он отдает самое дурное, уродливое, что есть в нем
О. Е. Воронова считает, что в центре поэмы оказывается трагический
Феномен «самоотчуждения», принимающий характер раздвоение личностного
Сознания. Есенин строит свое произведение, как исповедальный диалог,
Персонифицируя темные, болезненные стихии души лирического героя в образе
Его демонического двойника – «Черного человека», который терзает свою
Жертву, обвиняя ее во всех смертных грехах: лицемерии, расчетливости,
Распущенности.
Феномен двойничества, проявляющийся в персонификации тёмных сторон
Сознания Есенина, в поэме «Черный человек» выражен наиболее ярко,
Отчетливо. Ночной гость является лирическому герою не как бесплотный
Призрак его больного, раздвоенного сознания, а как вполне самостоятельный
Субъект. Лишь постепенно, финалу поэмы выясняется что это «двойник –
Самозванец», оптический подлог зеркального отражения.
Важно заметить, что выявлению природы духовного конфликта героя
Произведения со своим двойником способствует эффект «двойного узнавания». Лирический герой вначале с чувством внутреннего протеста узнаёт себя
В неком третьем – «прохвосте и забулдыге», в «авантюристе», о котором ведёт
Речь ночной визитёр. В финале, когда в разбившемся зеркале исчезнет
Дьявольское наваждение, произойдет еще одно – на этот раз действительно
Трагическое узнавание своего второго «Я» в облике исчезнувшего в зазеркалье
Недавнего оппонента. При свете утра станет очевидным, что навязчивый ночной
Гость не противник, пришедший из внешнего мира, а посланник неких
Демонических стихий из глубин его собственной души:
«…Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И разбитое зеркало…»
Финал поэмы толкуется есениноведами по-разному. Одни видят в нем
«надежду на нравственное выздоровление героя», для других он
Символизирует «разбитую вдребезги жизнь». Всё же предельно суровый
Самоанализ знаменует отчаянную попытку преодоления своего трагического
Раздвоения и обретения цельности. Лирический герой поэмы не только
Переживает процесс трагического самоотчуждения, но и пытается противостоять
Ему.