Сочинения по литературеЕсенин С.А.Лирические произведения Блока и Есенина

Лирические произведения Блока и Есенина

Большое место в художественной литературе занимают лирические произведения. Они, как правило, не посвящаются событиям и людям, а раскрывают эмоциональное состояние человека (тоску, грусть, печаль или радость). Лирика показывает красоту внешне незначительных предметов, ее нужно уловить и объяснить.

Примером лирической поэзии А. Блока является цикл стихотворений «О прекрасной даме». Он создавался на протяжении двух лет. Все произведения посвящены друзьям поэта. В. Соловьев духовное начало связывал с понятием красоты. Прекрасная дама у Блока — символическое значение утонченной, прекрасной, духовной сущности мира. Говоря в письмах к Андрею Белому о Ней, поэт имел в виду Душу Мира, Вечную Женственность, которая в его стихах представала в образе Прекрасной Дамы. Ее образ в лирике юного поэта символизировал неразрывность его любви к красоте земной женщины и красоте Вечной Женственности, знаменовал гармонию природы и культуры, чувственного и духовного восприятия мира.

Блок до конца своих дней оставался верен идеалу Прекрасной Дамы, ее отсветы и отзвуки чувствуются в образах Коломбины, Незнакомки, Кармен, Катьки из «Двенадцати» и, конечно, Руси, России. Поэт обращается к ее образу как к неуловимой, недосягаемой мечте, которой можно любоваться, созерцать ее в душе. По мнению Блока, видеть можно не только глазами, надо уметь видеть духовным взором.

В стихотворениях этого поэта нет конкретных образов ни женщины, ни лирического героя. Нет его конкретных поступков, и переживания его неуловимы. Все образы лишь создают конкретную ситуацию. Лирический герой в своем стремлении найти нравственную опору готов верить любому обману. Таким желанным обманом и становится для него Прекрасная Дама. Это прослеживается во всех стихотворениях Блока, в том числе в «Незнакомке».

Ее образ размыт и неконкретен:

...Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна...

Мир «прекрасной незнакомки», которая с такой простотой находится в обществе «смертных», противопоставляется миру пошлой обыденности, в котором:

...рядому соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vinto veritas!» кричат...

В первой части стихотворения описан повседневный быт, при этом в описании проскальзывают саркастические нотки. И весна, в отличие от обычного символа обновления и возрождения жизни, предстает перед нами как нечто «тлетворное» и разлагающееся. И прекрасная незнакомка среди этого мира пошлости воспринимается как нечто нереальное, как сон. Стихотворение построено по принципу кольцевой композиции

, что усиливает ощущение невозможности лирического героя вырваться из обыденного, давно опостылевшего мира.

С. Есенин не представлял свою жизнь без любви, она вдохновляла его, придавала силы. Однако в лирике поэта нет той возвышенной утонченности, которая была характерна для А. Блока. Есенин более земной, поэтому он и понятен большинству читателей.

Лирическое творчество поэта можно условно разделить на два периода. В начале творческого пути Есенин относился к женщине с более нежными чувствами. Из каждого своего увлечения, серьезного и мимолетного, он брал понемногу и растил одно большое Чувство ко всем женщинам.

Будучи очень конкретным в описании своих сердечных переживаний, он умел сказать о чувстве так, чтобы даже у нелюбимой женщины защемило сердце:

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу,

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Для есенинского творчества более позднего периода характерны совсем другие настроения. Женщина становится не предметом поклонения, а источником живых сиюминутных радостей, источником наслаждения.

И это практическое отношение к женщине в некоторых стихотворениях перерастает в грубость, но все же они, как правило, заканчиваются словами проникновенного раскаяния. Вспышка пьяного гнева сменяется чувством вины перед женщиной. Подобное отношение можно встретить в стихотворениях из цикла «Москва кабацкая». Диапазон чувственных переживаний героя раздвинут необычайно широко, иногда герой даже спускается в низменные сферы. В этих низменных сферах Есенин отыскивает источники тончайших благороднейших чувств. Никто не умел так выразить самые тонкие чувства человеческой души.

У Блока речь идет о женщине, которая продолжает оставаться идеалом, Вечной Женственностью. У Есенина женщина «достается» лирическому герою, когда ее уже кто-то излюбил, измучил. Естественно, что на низком уровне невозможно достигнуть высоты чувств. Но, несмотря на низость отношений, это новаторство поэта — о подобных чувствах никто не писал раньше. Лирическая поэзия Есенина отличается богатством переживаний, которые усиливаются в пределах одного стихотворения. Вспомним стихотворение «Сукин сын».

В нем воспоминания о девушке в белом будят в душе лирического героя тонкие чувства. Богатство переживаний порождено богатством деталей, Уровень действительности, уровень человеческих взаимоотношений в неизменно большей степени приближен к повседневному быту простого народа. Однако в этом бытовом повседневном течении жизни поэт сумел раскрыть, развернуть, утвердить чувства, переживания, эмоциональные движения, которые оказались не только равными чувствам блоковской лирики, но подчас во много раз превосходили их.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Лирические произведения Блока и Есенина

Слов:684
Символов:5592
Размер:10.92 Кб.