Мировосприятие С. А. Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа - не только «колыбель», но и поэтическая «школа» Есенина. Она -душа его стихов. Это - источник, питающий лирические чувства поэта.
«Какая радость пришла в русскую поэзию!»- так писал С. Городецкий, прочтя первые юношеские пейзажные стихи Есенина. И он был прав. Природа в ранних стихах звенит птичьими трелями, загадочно шепчет листвой, шумит ливнями, оглушает громовыми раскатами, ослепляет радужным многоцветьем. Лирика наполнена сочными и необычными метафорами: «осень - рыжая кобыла», «яблоки зари», «небесное коромысло», «пряжа солнечных дней». Эти пейзажные зарисовки трогательны и хрупки.
Почти во всех первых стихотворениях присутствуют религиозные образы, тесно переплетающиеся с естеством природы, мифологические сюжеты сочетаются с деталями крестьянского быта и красками природы: «благовест ветра», «закадили дымом», «в елях - крылья херувима», «под венком, в кольце иголок//Мне мерещится Иисус», «взванивают в четки ивы - кроткие монашки», «под соломой - ризою выструги стропил». Деталями пейзажа часто становятся церкви, монастыри: «опять часовни на дороге и поминальные кресты», «сенокос некошеный, лес да монастырь». Эти мотивы пришли в лирику из слышанных в детстве духовных песен и легенд, они являются выражением черт народного сознания.
В более поздних стихах поэта пейзажные зачины и природные образы становятся частью лирической исповеди поэта. Природа впитывает «половодье чувств», умом и сердцем поэт стремился проникнуть в глубокие тайны «понятен мне земли глагол, // Но не стряхну я муку эту». Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил общность и отклик в мире природы: «Подымайте вы, лунные лапы, //Мою грусть в небеса ведром». Гамма его настроений широка и пестра, ведь так пестра и противоречива русская жизнь.
Есенинская природа - единый организм, целая вселенная, части которой неделимо связаны друг с другом. Одно явление природы изображается через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель, черемуха машет рукавом». Все дышит, живее, действует! Природный мир включает небо с солнцем, луной, звездам, закаты и рассветы, вьюги и бураны, косогоры и перелески. «Рыжий гусь», «всадник унылый», «желтый ворон кружит, вьется над землей», «злат бугор» - это все о месяце, который «жеребенком запрягался в наши сани». «Серебряный», « протяжен и глух», «овсяный» - а это о ветре, который треплет «под облачной кущей золотую дугу».
Земные пейзажи Есенина - это, в основном, среднерусская природа с её скромностью и приглушенностью: «Вижу лес и вечернее полымя // И обвитый крапивой плетень», «Приютились к вербам сиротливо // Избы деревень», « Буераки.. .пеньки... косогоры обпечалили русскую ширь», «топи да болота», «резеда и риза кашки», «неприглядная дорог
Природа в наполнена звуками: «Поёт зима - аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка», звенит не только сосняк, звенит и рожь, в звуковых образах всплывают и цветовые: «в роще по березкам белый перезвон», «А у низеньких околиц звонко чахнут тополя». Основные цвета есенинских пейзажей - синий, малиновый, золотой. Это цвета православной иконописи, от этого все природная лирика поэта приобретает истинно русской, настоящее и такое близкое каждому сердцу содержание: «О, Русь, малиновой поле // И синь, упавшая а реку», «Золотою лягушкой луна...», «Синий подкосил цветок//Золотой примял цветок».
Есенин всегда был «поэтом золотой бревенчатой избы», видимо, поэтому вся его природа - некая космическая деревня, огромное крестьянское хозяйство. «Под плугом бури ревет земля», «отелившееся небо лижет красного телка» - так мог воспринимать мир лишь крестьянский сын. Но и позднее, когда «мечтатель сельский» превратился в «высококлассного поэта», он не перестал быть певцом деревни. В его творчестве почти нет городских пейзажей. Наступление «железного гостя» -города на деревню воспринималось как опасность природному миру. В «Сорокоусте» борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.
Есенинская природа населена зверями, добрыми и злыми, весёлыми и безнадежно печальными. Новаторство С. Есенина в изображении животных в том, что, упоминая их в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом), он не ставит цель просто изобразить то или иное животное. Они, являясь частью окружения, превращаются в средство философского осмысления мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.
Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с человеком. Ее образ занял в творчестве поэта большое место. В стихотворении «я обманывать себя не стану» поэт пишет :«В переулках каждая собака //Знает мою легкую походку», Средь людей я дружбы не имею, //Я иному покорился царству. //Каждому здесь кобелю на шею //Я готов отдать мой лучший галстук...». В этих строках выражена мысль автора о том, что животные чаще лучше людей, добрее, понятливей.
А. М. Горький писал, что Есенин - это «...орган, созданный ....для выражения любви ко всему живому в мире». Это действительно так. Творчество Есенина - гимн природному царству, без взаимодействия с которым не может совершаться самоопределение всего человечества, ведь мы живем по законам природы... Хорошо, что есть поэзия Есенина, она помогает не уходить далеко от истоков