В поэзии “серебряного века” Сергей Есенин стоит особняком. Он не принадлежал ни к одному поэтическому движению, не уходил в мистические дали. Ему удалось избежать влияния других поэтов, благодаря чему поэзия его стала одной из самобытнейших. В ней легкость пушкинского стиха сочетается с детской наивностью, почти с нежной любовью к природе, Родине. Мелодичность и плавное течение строк принесли поэту всеобщее признание.
Уж не сказ ли в прутике
Жистъ твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль.
Но не только это привлекает нас в стихах Есенина. Удивительно красочно и живописно поэт описывает нам богатство и красоту русской природы.
Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.
Причем есенинские стихи есть не что иное, как признание в любви просторам России, сапфировым рекам и озерам.
Я — пастух; мои палаты —
Межи зыбистых полей.
По горам зеленым — скаты
С горком гулких дупелей.
В первом сборнике стихотворений Есенина “Радуница” его лирика еще легка и безмятежна, в нее редко вторгается “проза” народного быта. “Мирок”, “белая бахрома” и “сонная тишина” говорят о душевном покое поэта.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом.
Точно серебром.
Россия еще утопает в мягкой тиши. В раннем творчестве любовь к Родине у Есенина воплотилась именно в чувствах к тихому патриархальному быту деревеньки с ее хороводами у костров, весенней пахотой, крестьянской жизнью:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Поэт напоминает очарованного странника, пораженного красотой окружающего мира. В юности он еще не видит будущих разочарований, поэтому нет еще горечи о прошедшей любви. Есенин повествует о ней, как о чем-то милом и теплом. Она прошла, но так и должно быть. А воспоминания о ней полны нежности.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
Но постепенно поэта начинает тяготить “край дождей и непогоды”: “Устал я жить в бедном краю”. Теперь Есенина влечет к себе городская жизнь, но в городской суете поэт понимает всю молчаливую красоту деревенской жизни.
Где ты, где ты, отчий дом?
Гревший спину под бугром?!
Теперь стихи наполняются ностальгией, но в- них входят и новые мотивы — мотивы жизни городских рабочих.