Сочинения по литературеЕсенин С.А.Тема родины в творчестве С.Есенина

Тема родины в творчестве С.Есенина

Уже в ранних стихах С.Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений «Гой ты, Русь моя родная…» С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением целая философия, система ценностей. Мир деревни это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие «малой родины».

С присущей С.Есенину лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее

его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: «Ой ты,

Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу». Порой стихи

поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство

неприкаянности, лирический герой их странник, покинувший родную

хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается

неизменным, что сохраняет вечную ценность это природа и Россия:

«А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам…

И Русь все также будет жить,

Плясать и плакать у забора».

С.Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и

даже трагическими событиями. На памяти его поколения война,

революция, снова война теперь уже гражданская. Переломный для

России год 1917 поэт встретил, как и многие художники его круга, с

надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле.

Поэты круга С.Есенина того времени это Н.Клюев, П.Орешин,

С.Клычков. Надежды эти выражены в словах Н.Клюева близкого

друга и поэтического наставника С.Есенина: «Мужицкая ныне земля,

И церковь не наймит казенный».

В есенинской поэзии в 1917 году

появляется новое ощущение России: «Уж смыла, стерла деготь/

Воспрянувшая Русь». Чувства и настроения поэта этого времени очень

сложны и противоречивы это и надежды, и ожидания светлого и

нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья

на вечные темы. Одна из них тема столкновения природы и

человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее

гармонию звучит в стихотворении С.Есенина «Сорокоуст». В нем

центральным становится обретающее глубоко символический смысл

состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы

воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность.

Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском

«Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума,

технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.

В послереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена

нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно

переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык

с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене

заменяет икону, а «пузатый «Капитал» Библию. Особенно горько

поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: «Поют

агитки Бедного Демьяна». Это тем более грустно, что С.Есенин

справедливо замечает: «Я поэт! И не чета какимто там Демьянам».

Поэтом

у так горестно звучат его строки: «Моя поэзия здесь больше не

нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Но даже желание

слиться с новой жизнью не заставляет С.Есенина отказаться от своего

призвания российского поэта; он пишет: «Отдам всю душу октябрю и

маю, /Но только лиры милой не отдам». И поэтому таким глубоким

пафосом наполнено его признание:

«Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих

строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название

Русь было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в

«Ресефесере». С темой родины у С.Есенина связано понимание своей

поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни»,

хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для

понимания темы родины, у поэта стало стихотворение «Спит ковыль»:

«Спит ковыль.

Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь!

Никакая родана другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиньй

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть».

Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике

поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке «радуясь,

свирепствуя и мучась» трудный исторический опыт, который выпал на

долю есенинского поколения. Стихотворение построено на

традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа

и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и

журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в

котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет

луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой,

лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание

лирического героя есенинского стихотворения в приверженности

вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет

«золотой»: «Все равно останусь я поэтом /Золотой бревенчатой избы».

Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, но

обычно он связан с цветовым понятием: золотой то есть желтый, но

непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою

лягушкой луна». В этом стихотворении оттенок ценности преобладает:

золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей

ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей

красотой, гармонией. Деревенская изба это целый мир, ее разрушение

не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал

стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте

поэзии С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее

признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С.Есенина

развивается от безотчетной, почти подетски естественной

привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания

трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Тема родины в творчестве С.Есенина

Слов:883
Символов:7618
Размер:14.88 Кб.