Сочинения по литературеЕсенин С.А.Философские мотивы лирики С.А. Есенина.

Философские мотивы лирики С.А. Есенина.

С. А. Есенин - не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ. Как и всякая высокая поэзия, его лирика философична. В стихах говорится о непреходящих проблемах человеческого существования, в них внутреннее «Я» поэта ведет диалог со всем окружающим миром, природой, вселенной, пытаясь ответить на вечные «почему». Есенин ставит множество вопросов, обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот мир? Поразительному таланту поэта были подвластны самые глубокие и сокровенные человеческие переживания. Одни стихи - это «половодье чувств», светлых, радостных, другие полны безысходности, отчаянья.

Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил согласие и отклик в мире природы, поэтому его пейзажная лирика наполнена философскими мотивами, аналогией между законами человеческой жизни и законами природы, в ней слышен «перезвон узловой природы и сущностью человека».

Эти мотивы развиваются, например, в элегии «Отговорила роща золотая». «Золотая роща» - это и конкретный природный образ, и обобщенный, это - жизнь поэта, человеческое бытие вообще. Философское содержание раскрывается через пейзажные зарисовки. Тема увядания, ощущения последних дней сквозит в образе осени. Осень - время тишины, ярких красок, но в то же время - пора прощания. В этом и заключается противоречивость нашего земного существования. Журавли -это лейтмотив стихотворения, прощальной песни со всем юным, свежим, с «сиреневой цветью» природы и, главное, с душой человека. Человек одинок, однако, эта бесприютность соседствует с теплым воспоминанием: «Стою один среди равнины голой, //А журавлей относит ветер в даль, //Я полон дум о юности веселой, //Но ничего в прошедшем мне не жаль». Жизненный путь пройден, природа завершила свой круг...

Соотношение весны человека и догорающего костра жизни выражено через зримый предметный образ: «В саду горит костер рябины красной, // Но никого не может он согреть». Несмотря на это, лирическому герою не жаль прошедшей жизни, так как бытие воспринимается им как преходящее. «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник...» - в этих словах основа философского отношения к жизни. Все мы рождены для того, чтобы умереть, каждый из нас - крошечная песчинка в мировом космосе, каждый из нас - неотъемлемая часть природы. Поэтому-то лирический герой сравнивает свой предсмертный монолог с осенним листопадом: « Так я роняю грустные слова».

Несмотря на трагическое звучание стихотворения, воспоминания о прошумевшей жизни вызывают у читателя приятие смерти как данности. Эта элегия очень похожа на исповедь лирического героя. Есенин поднялся над своей личной трагедией к общечеловеческим высотам.

Схожие мысли звучат в стихотворении «Не жалею, не зову,

не плачу...» «Увяданья золотом охваченный, //Я не буду больше молодым» - в этих стоках размышление о невозможности повернуть время вспять. "Весенняя гулкая рань" - олицетворение молодости природы и молодостижизни. Чувство неизбывной печали, мотив неотвратимой беды лирического героя перед лицом всепоглощающего времени и вечной природы снимается словом «процвесть» в последней строфе: «Все мы, все мы в этом мире тленны, // Тихо льется с кленов листьев медь... //Будь же ты вовек благословенно, // Что пришло процвесть и умереть». Именно к природе взывает лирический герой, именно с ней горче всего прощаться, стоя у роковой черты.

Человеческая душа и Мир едины... однако, порою это единство нарушается, трагическая дисгармония разрушает идиллическое существование. Это может проявляться в бытовых, житейских ситуациях. Так, в «Песне о собаке» человек с жестокостью нарушать законы природы, отнимая у матери новорожденных щенков. Это не только вызывает материнское горе, личную трагедию, но и становится причиной беды вселенского размаха: «Покатились глаза собачьи // Золотыми слезами в снег», « В синюю высь звонко //Глядела она, скуля, // А месяц скользил, тонкий, // И скрылся за холм в полях». Нельзя вмешиваться в заданный ход жизни, изменяя её темп, это потом отольется человечеству слезами животных. Поэтому по-особенному звучат строки из стихотворения «Мы теперь уходим понемногу»: «И зверьё, как братьев наших меньших, // Никогда не бил по голове». Так и нужно жить, понимая, что ты -не хозяин природы, мира, а их часть. Нужно наслаждаться возможностью созерцать красоты земли, нужно просто жить: «Счастлив тем, что я дышал и жил. // Счастлив тем, что целовал я женщин, // Мял цветы, валялся на траве». Нужно ценить то, что дала нам жизнь, радоваться каждому дню, любить живых.

Очень сложно выбрать есенинские стихотворения, относящиеся к философской лирике, потому что все его творчество таково. Размышляя о природе, о Родине, о своей личной судьбе, поэт неизбежно приходит к мысли о том, жизнь нужно принимать такой, какая она есть: «Как прекрасно//Земля //И на ней человек!»

Раздумья о неизбежной, вечной смене поколений, о неумолимом беге жизни, в которой надо занять свое место, выполнить предназначенное, ощущая себя существенным, незаменимым звеном в длинной цепи, связывающей Минувшее и Грядущее, всегда звучали в русской литературе. «Вновь я посетил..» А.С Пушкина, «Выхожу один я на дорогу...» М.Ю. Лермонтова и множество других стихотворений русской классики 19 века полны этими переживаниями. Сейчас мы тоже думаем над этими проблемами. Наверное, потому, что они вечны, и едва ли человечество когда-нибудь найдет исчерпывающие ответы на философские вопросы. Поэтому Есенинское творчество бесценно и бессмертно.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Философские мотивы лирики С.А. Есенина.

Слов:781
Символов:5531
Размер:10.80 Кб.