Основоположником русского романтизма по праву счита¬ют В. А. Жуковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души.
«.. .Одухотворив русскую поэзию романтическими элемен¬тами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возмож¬ность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушки¬на», — признавал В. Г. Белинский, считавший Жуковского первым поэтом на Руси, чья поэзия «вышла из жизни».
В стихотворении «Невыразимое» Жуковский сам опреде¬лил своеобразие своего творчества: предметом его поэзии было не изображение видимых явлений, а выражение мимолетных неуловимых переживаний.
Невыразимое подвластно ль выраженью?
Поэт желает удержать в полете
Не красоту невидимых явлений,
Но то, что слито с сей блестящей красотою, —
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет...
В этом суть поэзии Жуковского. Она — история души поэта, его волнений, мечтаний и дум, лирическим выражени¬ем которых становятся его элегии, баллады и поэмы. Тема очарования души, озаренной вдохновением, видением пре¬красного, всегда мгновенного и невыразимого, с которой свя-зывается у Жуковского понимание поэзии, была основной для его творчества. Она особенно ярко раскрывается в элегии «Та¬инственный посетитель», о неуловимом чувстве очарования и томления души по неведомому идеалу говорят и стихотворе¬ния «Минувших дней очарованье...», «К мимо пролетевшему знакомому гению», «Я музу юную бывало...».
Тот же характер элегического очарования и идеальности несет в себе любовная лирика Жуковского, посвященная М. А. Протасовой. К ней относятся стихотворения «Мой друг, хранитель-ангел мой...», «О, милый друг! теперь с тобою...», «К ней», «Ты предо мною стояла тихо».
Заслуга Жуковского как «поэта-романтика» заключается в том, что он сумел выразить не только свой внутренний мир, но и открыл средства поэтического изображения душевной жизни вообще. Своими романтическими элегиями и баллада¬ми он ввел в русскую литературу психологизм и тесно связал поэзию с индивидуальностью поэта, наполнив каждое стихо¬творение глубоким лиризмом. У Жуковского искренни и ли¬ричны и душевные переживания, и картины природы, и даже патриотические стихи о Бор
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки, —
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя!
Поэзия Жуковского поражала современников и привле¬кает сегодняшних читателей своей музыкальностью, мело¬дичностью. Жуковский создает музыкальный словесный поток, в котором «слова — это ноты».
Уж вечер... облаков померкну ли края,
Последний луч зари на башнях умирает;
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угасает.
Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;
Простершись на траве под ивой наклоненной, Внимаю, как журчит, сливался с рекой, Поток, кустами осененный.
Это строки из знаменитой элегии «Вечер», где музыка и слово будто слились воедино. Не случайно обратил на них внимание П. И. Чайковский, использовавший их для дуэта Лизы и Полины в опере «Пиковая дама».
О дней моих весна, как быстро скрылась ты
С твоим блаженством и страданьем!
Мне рок судил: брести неведомой стезей,
Быть другом мирных сел, любить красы природы,
Дышать под сумраком дубравной тишиной
И, взор склонив на пенны воды,
Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.
Лирические мотивы так естественно и незаметно меняют¬ся, что стихи становятся единым, живым, плавно льющимся музыкально-лирическим потоком, в котором отражается душа с малейшими оттенками и нюансами ее переживаний. «Сущность и идея стиля Жуковского, его поэзия в целом — это идея романтической личности. Жуковский открыл рус¬ской поэзии душу человеческую...» (Г. А. Гуковский). Все это было развито Пушкиным, а также другими русскими поэта¬ми: Лермонтовым, Некрасовым, Тютчевым, Блоком. Внима¬тельно перечитывая стихи Жуковского, понимаешь высокую художественную ценность его поэзии и то, как велико значение этого поэта не только для русского романтизма, но и для всей русской литературы.