Джеймс Фенимор Купер (1789—1851) — первый из американских писателей, чье творчество стало достоянием мировой литературы. Своеобразие Купера как художника во многом определяется его отношением к американской действительности и особой исторической обстановкой, в которой формировалась национальная литература заокеанского государства, основанного европейскими поселенцами.
Английские и французские колонисты, осевшие в XVII веке на побережье Атлантического океана и в долинах рек Гудзона и Святого Лаврентия, продвигались внутрь материка, осваивая нетронутые земли и ведя беспощадную войну с индейцами, коренными жителями Америки. Длительное соперничество англичан и французов привело в конце концов к победе англичан. Уцелевшие индейские племена продолжали оказывать сопротивление, но сила была на стороне европейцев. Действуя не только оружием, но и хитростью, они спаивали индейцев спиртом, подкупали вождей, натравливали друг на друга разобщенные племена.
Отделение английских колоний от метрополии в результате победоносной революции привело в конце XVIII века к созданию в Северной Америке буржуазной республики. На обширных территориях Соединенных Штатов уживались далеко не мирно разные экономические уклады: быстро растущая капиталистическая промышленность на Севере, рабский труд негров на хлопковых плантациях феодального Юга, подвижная граница — «фронтир» на полудиком Западе. Пионеры прокладывали тропы, покоряли первозданную природу, а за ними по пятам следовали фермеры, сельскохозяйственные рабочие, спекулянты земельными участками и всякие авантюристы — искатели легкой наживы.
В произведениях Купера запечатлены противоречия и теневые стороны американского буржуазного прогресса.
Сын богатого землевладельца, Купер в молодости служил на флоте, много путешествовал, несколько лет провел во Франции, а затем, когда вернулся на родину, целиком посвятил себя литературной деятельности, написав свыше тридцати романов. Отношение Купера к современной ему Америке было противоречивым. В остроумных политических памфлетах и романах из европейской жизни он обличал реакционный режим Реставрации и доказывал преимущества американского республиканского строя. Но у себя на родине писатель отстаивал консервативные интересы земельных магнатов, что, однако, не мешало ему резко и решительно критиковать пороки американской действительности — погоню за наживой, продажность государственных чиновников, безнаказанное истребление индейцев и т. д. Непримиримость Купера навлекла на него дикую травлю, которая не прекращалась до последних дней его жизни. В то время как книгами Купера упивался весь цивилизованный мир, американская пресса встречала каждое его произведение злобной бранью.
Разлад Купера с буржуазной Америкой, неприязнь писателя к финансовой олигархии объясняет и особенности его романтических творческих позиций. Современной действительности он противопоставляет величественную природу и первобытную Чистоту нравов индейцев, среди которых живет их верный друг и защитник Натаниель
Бампо. Индейцы называют его «Длинный Карабин», «Соколиный Глаз», «Кожаный чулок», и это последнее прозвище стало заглавием знаменитой эпопеи из пяти романов. В ней развертывается драматическая, полная приключений история жизни Натаниеля Бампо от юношеских лет до глубокой старости («Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан», «Пионеры», «Прерия»).
* «Перед читателем живет и действ
Этот вольный американский пионер бродит по диким лесам, прокладывая, сам того не желая, дорогу колониальным войскам и поселенцам. Уходя от жестоких людей, он углубляется все дальше на Запад и уже дряхлым траппером встречает смерть по ту сторону Скалистых гор, среди безлюдных просторов прерии. Действие романов охватывает более шестидесяти лет XVIII века, когда еще только начиналась колонизация Западных земель. Пенталогия публиковалась с 1823 по 1841 год, но не в том порядке, как романы обычно печатаются. Сначала писатель обратился к последним десятилетиям жизни своего героя,, а потом уже — к его молодости.
Перу Купера принадлежат также морские и исторические романы, лучшие из которых переиздаются. Приключения на море связаны обычно с участием главного героя в борьбе американцев за независимость, и в этом смысле морские романы («Лоцман» — 1823, «Красный Корсар»—1827, «Морская волшебница» — 1830 и др.) по теме близки к историческим, в которых Купер рисует драматические эпизоды из истории освободительного движения в американских колониях Англии. В лучшем из таких романов — «Шпион» (1821) — среди персонажей появляется Джордж Вашингтон, главнокомандующий американской освободительной армией, в дальнейшем — первый президент Соединенных Штатов. Роман «Осада Бостона, или Лайонел Линкольн» (1825) воскрешает события начального периода войны— блокаду бостонского порта англичанами в 1775 году и сражение на Дорчестерских высотах, кончившееся победой американцев и провозглашением независимости (1776).
В некоторых романах Купера действие переносится на европейскую почву. «Браво» (1831) —первый из трех романов на темы из истории европейских стран — дает живое изображение Венеции XVII века с характерным для нее олигархическим строем и властью денежной аристократии, к которой писатель относится с нескрываемой враждебностью. Не трудно заметить, что исторический сюжет используется Купером для завуалированной критики власти банкиров и коммерсантов, которая утверждалась в его собственной стране.
Морской роман «Мерседес из Кастилии, или Путешествие в Китай» (1840) —увлекательное повествование о первых плаваниях Христофора Колумба за океан и открытии Америки. Как исторический романист, Купер — ученик и последователь Вальтера Скотта. Оригинальность его исторических романов определяется не художественным своеобразием, а самим материалом и трактовкой событий. Как автор морских романов Купер—продолжатель английской литературной традиции (Дефо, Свифт, Смодлетт), получившей дальнейшее развитие в творчестве многих, писателей Англии и США (Марриет, Майн Рид, Стивенсон, Г. Мелвилл, Д, Конрад, Д. Лондон и др.).
Романы Купера вошли в детскую литературу еще при жизни писателя и выдержали на русском языке несчетное число изданий. «Воспитательное значение книг Купера — несомненно,— писал М. Горький в 1923 году.— Они на протяжении почти ста лет были любимым чтением юношества всех стран, и, читая воспоминания, например, русских революционеров, мы нередко встретим указания, что книги Купера служили для них хорошим воспитателем чувства чести, мужества, стремления к деянию»