Сочинения по литературеКуприн А.И.Духовная связь Куприна с его литературным героем

Духовная связь Куприна с его литературным героем

Известно, что в героях литературных произведений всегда присутствуют некоторые черты характера самих писателей. В уста иных героев писатели вкладывают свои наболевшие мысли. Но личность писателя остается скрытой для постороннего взгляда. Поэтому можно только догадываться о тех или иных свойствах характера писателя по поступкам его героя. Идя по этому пути, биографы писателей иногда открывают совершенно удивительные и странные черты, поступки и настроения этих творческих личностей.

Хочу порассуждать на эту тему на основе творчества А. И. Куприна.

Как личность Куприна хорошо охарактеризовала М. А. Лохвицкая: «Это сочетание скрытой душевной нежности с безудержным разгулом и порою даже жестокостью...» О жестокости Куприна Лохвицкая пишет, ссылаясь на слухи: «Много рассказывалось о безудержных купринских кутежах, о злых забавах, как травил он в пьяной компании кошку с собаками, как видел в одесском ресторане попугая в клетке и кто-то сказал, что если попугая накормить укропом, то он погибнет в страшных мучениях. И будто бы, услышав это, Куприн всю ночь ездил по городу, искал укропа, чтобы накормить попугая и посмотреть, что из этого будет. Но была зима и свежего укропа он не достал». Далее она приводит в пример его буйное поведение в ресторанах, с бросанием бутылок на пол и матом и т.д. Попробую обнаружить эти черты характера в героях его знаменитой повести «Поединок».

Повесть начинается сценой вечерних занятий по изучению устава гарнизонной службы. Сразу же возникают отрицательные эмоции: полковник Шульгович в грубых словах устраивает разнос командиру роты Сливе всего лишь за то, что солдат-татарин не смог ответить на его вопросы. Далее ярко описываются издевательства над солдатом Хлебниковым, которого доводят до того, что он готов лечь на рельсы и разом покончить со своими страданиями. Появляется еще один герой, носитель страшной отрицательной энергии, - это жена бездарного капитана Шурочка Николаева. Внешне она красива, умна, но за блестящей внешностью скрывается жестокая, расчетливая хищница. Поставив перед собой цель во что бы то ни стало пробиться в высшее общество, она не брезгует никакими средствами, чтобы достичь желаемого. Ее не останавливает даже жизнь человека, глубоко и нежно преданного ей. Во имя амбиций она готова на все.

Итак, если принять во внимание высказывание Лохвицкой про случаи жестокости и грубости, можно предположить, что личный опыт помог Куприну так живописно изобразить отрицательные черты характера своих героев. Тем более что автор-мужчина вполне может передавать свои определенные качества через женский образ, как, например, Пушкин передал свои некоторые человеческие качества своей героине Татьяне Лариной.

Я считаю, что Куприн не был добряком и простаком. Об этом свидетельствует все его творчество. Но коль уж делать такие предположения, надо отметить и его положительные качества. Современники говорили о нем, что он не был завистлив, в нем было много благородства. Куприн радовался чужому литературному успеху. Его уважали глубочайшие личности того времени. Л. Толстой, например, писал о нем: «Этот офицер хорошо пишет».

Благородные качества Куприна без труда разглядел я в образе подпоручика Ромашова. Этот герой повести «Поединок» проявляет себя как чистый и добрый человек. Он становится жертвой порочных людей. Особую симпатию читателей этот образ вызывает еще и потому, что гибель наступила как раз в тот момент, когда он был готов порвать с прошлым и круто изменить свою судьбу. Таким образом, автор подчеркивает мысль о том, что честный человек всегда остается победителем в духовном плане. Автор, наделяющий своего главного героя такими благородными качествами, не может сам не знать им настоящую цену.

Мне кажется, поводом для многих неприглядных слухов о Куприне послужила судьба этого человека. Он мечтал быть морским волком, путешественником, а судьба сделала его пехотным офицером. Он мечтал быть в окружении людей, похожих на романтических героев произведений Джека Лондона, а был окружен салонной публикой. Но все равно, мне кажется, этот человек реализовал в своем творчестве то, что ему недодала судьба. Таким Александр Иванович Куприн навсегда останется в нашем воображении: грубым и нежным, фантазером и мечтателем, хорошим писателем.

Куприн в своей яркой, самобытной прозе отразил бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX -начала XX столетия. Продолжая демократические и гуманистические традиции русской литературы, прежде всего Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам.

Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. В 1889 году он печатает свой первый небольшой рассказ («Последний дебют») в журнале «Русский сатирический листок», за что был посажен на гауптвахту.

Выйдя в отставку и поселившись в Киеве, писатель сотрудничает в киевских газетах. Интересным литературным явлением была серия очерков «Киевские типы». Созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обывательщины и людей «дна».

В середине 90-х годов в творчество Куприна властно входит новая тема, подсказанная временем. Во время своей поездки в Донецкий бассейн, он знакомится с условиями труда и быта рабочих. В 1896 году Куприн пишет большую повесть «Молох», в которой отразил глубочайшие противоречия между трудом и капиталом.

В 1897 году Куприн служит управляющим имением в Ровенском уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что и отразилось в его рассказах «Лесная глушь», «Конокрады», «Серебряный волк». Тут была написана и замечательная повесть «Олеся».

Изумительны и произведения Куприна о животных («Изумруд», «Белый пудель», «Барбос и Кулька», «Ю-ю» и другие).

В 1905 году журнал Максима Горького опубликовал повесть Куприна «Поединок». Своевременность и общественная ценность произведения заключалась в том, что автор правдиво и ярко показал внутреннее разложение царской армии, этого оплота самодержавного режима.

Герой повести «Поединок» - молодой поручик Ромашов - показан в процессе своего духовного роста. В начале произведения он наивно делит всех на «людей черной и белой кости», думая, что он принадлежит к особой, высшей касте. По мере того как рассеиваются ложные иллюзии, Ромашов начинает размышлять о порочности армейских порядков, о несправедливости существующих общественных отношений. У него возникает чувство одиночества, страстное отрицание грязной, дикой жизни. Жестокий Осадчий, буйный Бек-Агамалов, унылый Лещенко, франтоватый Бобе-тинский, армейский служака и пьяница Слива - все эти офицеры показаны чуждыми правдоискателю Ромашову. В условиях произвола и бесправия они теряют не только подлинное представление о чести, но и человеческий облик. Это особенно сказывается в их отношении к солдатам. В повести проходит целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков «словесности», подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестоко обращаются с солдатами. Ромашова же волнует их судьба. И в этом он не одинок. Своеобразный философ и теоретик, подполковник Назанский резко критикует порядки в армии, ненавидит пошлость и невежество, мечтает об освобождении человеческого «я» от пут прогнившего общества, он против деспотизма и насилия. Но, в отличие от декадентов, он прославляет жизнь и ее радости. В его проповеди «абсолютной свободы» человеческого духа есть и ложные представления анархического индивидуализма, есть насмешка над гуманистическими побуждениями борцов за лучшее будущее человечества («Какой интерес заставит меня разбивать голову ради счастья людей тридцать второго столетия?»). В отличие от Назанского, Ромашов не может отказаться от заботы о своем ближнем, ведь он знает, что солдаты придавлены и собственным невежеством, и общим рабством, и насилием со стороны офицеров. Сцену встречи Ромашова с замученным Хлебниковым, пытавшимся броситься под поезд, и их откровенный разговор Паустовский справедливо относит к «одной из лучших сцен в русской литературе». Офицер признает в солдате друга, забывая о кастовых преградах между ними. Остро поставив вопрос о судьбе Хлебникова, Ромашов умирает, так и не найдя ответа, каким путем надо идти к свободе.

Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ Куприна «Гамбринус». Тема всепобеждающего искусства переплетена здесь с темой демократизма, смелого протеста «маленького человека» против черных сил произвола и реакции. Кроткий и веселый Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовых фузчиков, рыбаков, контрабандистов. В дни наступившего террора Сашка бросает вызов переодетым сыщикам и черносотенным «мерзавцам в папахе», отказываясь играть по их требованию монархический гимн, открыто обличая их в убийствах и погромах. Искалеченный царской охранкой, он возвращается к портовым друзьям, чтобы играть для них оглушительно-веселого «Чабана». Свободное творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы.

Куприн участвовал в I мировой войне, затем вышел в отставку по состоянию здоровья, но когда в Гатчину, где он жил, пришли войска Юденича, писатель покинул Россию. Его произведения эмигрантского периода отличает сентиментально-идиллическое приукрашивание прошлого России, того самого прошлого, которому он ранее выносил приговор. Таков, например, автобиографический роман «Юнкера».

Особого внимания заслуживает роман «Планета». Профессора-эмигранта Симонова мучает ностальгия. Он не может найти себе место в чужой стране. Куприн тоже не мог больше жить без Родины. Он возвращается в Россию в 1937 году, а через год великого писателя не стало: он умер 25 августа 1938 года.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Духовная связь Куприна с его литературным героем

Слов:1319
Символов:9835
Размер:19.21 Кб.