Но если для истинной любви
Страдание постоянно нужно,
То, видно, уж таков закон судьбы.
Научимся сносить его с терпеньем…
В. Шекспир
Л. Н. Толстой говорил, что сколько сердец, столько и родов любви. Это очень верно. Я прочитала много книг о любви, прежде всего русскую классику (особенно понравились мне повести и рассказы Тургенева), и поняла, что любой писатель описывает это чувство особо. Разве похожи в своих проявлениях герои Достоевского, Толстого или Чехова?
По-своему, сильно и страстно, с восторгом и горечью, взаимно или безнадежно, любят и в книгах Куприна и Бунина. Многие произведения этих авторов о любви — настоящие шедевры, их невозможно позабыть.
Вот прекрасная повесть Куприна «Гранатовый браслет». Мелкий служащий, «маленький человечек» Г, С. Желтков вот уже много лет влюблен в светскую даму, княгиню Веру Николаевну. Любовь эта — источник и высшего наслаждения, и одновременно глубокого страдания, ведь она безответна и безнадежна. Его письма становятся предметом насмешек мужа Веры Николаевны, а подарок —• гранатовый браслет — вызывает гнев мужа и брата. Самой княгине тоже «надоела вся эта история».
Вмешательство ее родственников толкает несчастного влюбленного покончить с собой. «Остается только одно — смерть…» Но, более того уходя из жизни, он продолжает боготворить свою любовь: «Да святится имя Твое». Когда Вера Николаевна после смерти этого человека узнала о нем больше, она поняла, «что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет», та «любовь, о которой мечтает каждая женщина». Да, героя повести можно осуждать или нет, но трудно не удивляться силе его любви и преданности.
Произведение это не только о трагическом и неразделенном чувстве человека, который видел высший смысл своей жизни в том, чтобы стремиться ежеминутно счастья предмету своей любви, но и о любви вообще, как чувстве, которое переворачиваег душу, делает человека чище, выше, лучше. Генерал Аносов, дед Веры Николаевны, уверен, что почти каждая дама способна в любви на самый большой героизм. Большинство людей, по наблюдениям Аносова, женятся по самым раз
В другой повести — «Олеся» — Куприн рисует, как растет взаимное чувство двух молодых людей. Они очень разные: Иван Тимофеевич — «барин», городской интеллигент, и Олеся — «дочь природы», которую селяне считают колдуньей. Все произведение — это гимн чистым отношениям между мужчиной и женщиной, перед нами почти поэма о целом месяце «наивной, очаровательной сказки любви». И опять, как и в «Гранатовом браслете», между влюбленными встали общественные барьеры, разница в положении и образовании. Как ни стремился «Ванечка» аргументировать, что этим можно пренебречь, ничего не получилось. В конце концов суеверные обитатели изгоняют Олесю и ее бабушку, оставляя Ивану Тимофеевичу только воспоминания и ниточку красных бус. И все же читатель сообща с грустью чувствует, что словно очистился душой, что и у него, как у Олеси от слов любимого, «отогрелось сердце». Такова сила любви…
В «Гранатовом браслете» есть слова о том, что «любовь должна быть трагедией». Не знаю, считал ли так Иван Алексеевич Бунин, однако эта мысль очень подходит к его творчеству. Почти все его произведения о любви кончаются разлукой, смертью, предательством, изменой. Больше всего мне запомнились его рассказы из книги «Темные аллеи». В одноименном рассказе барин Николай Алексеевич встречает через тридцать лет Надежду, женщину, которую он бросил. А она не вышла замуж при ее красоте и все эти годы любила его, берегла свое чувство. И опять же, осудим мы Надежду или нет, но мы чувствуем, насколько душевно она выше Николая Алексеевича, который не сумел оценить истинной любви. Жизнь наказала его: его бросила благоверная, которую он любил, ещё оскорбительнее, чем он Надежду; сын вырос — негодяй, наглец, без чести, без сердца, без совести. Так разрушенная любовь мстит за себя.