Александр Иванович Куприн — выдающийся русский писатель, вошедший в классическую литературу со своей темой. Его неповторимый голос нельзя спутать ни с каким другим. Куприн любит жизнь во всех ее проявлениях, он восхищен способностью человека любить. Это неземное чувство он описал во многих своих произведениях: “Гранатовый браслет”, “Суламифь”, “Олеся”. Учась в кадетском корпусе, хорошо зная военную среду, Куприн пишет рассказы и повести о военных: “Последний дебют”, “Дознание”, “Поединок”.
Уже в первых рассказах на военную тематику Куприн описывает палочную армейскую дисциплину, пагубно влияющую на души рядовых и офицеров. Бессмысленная муштра делает одних забитыми, бессловесными рабами, других — безвольными, расслабленными, не способными распорядиться даже своей судьбой, не говоря уже о других. Однообразная жизнь делает их озлобленными, неоправданно жестокими.
В своем лучшем произведении “Поединок” писатель продолжает гуманистический протест против казарменной муштры, но этот протест приобретает уже политическую остроту:
— А-а! Подпоручик Ромашов. Хорошо вы, должно быть, занимаетесь с людьми. Колени вместе! — гаркнул вдруг Шульгович, выкатывая глаза.— Как стоите в присутствии своего полкового командира?..
Уже не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытывал Ромашов это мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих...”
В творчестве Куприна все большее место занимает антикапиталистическая тематика. Настоящей ненавистью к капитализму проникнута повесть “Молох
Прославляя близкую к природе, “естественную” жизнь, писатель близок идеям Толстого. Лучшие произведения этого цикла “Олеся”, “Изумруд”.
Расцвет творчества Куприна связан с революцией 1905 года. В эту пору писатель разоблачает консервативное мещанство — опору реакции. Но перспективы грядущей революции Куприн оценивает пессимистически. Его герой-интеллигент утрачивает связь с народом, страшится этой стихии (“Попрыгунья-стрекоза”, 1910 г.). В этот период писатель обращается к экзотике в повести “Суламифь”, появляются натуралистические мотивы в повести “Яма”, где зло и проституция объясняются не классово-экономическими, а моральными и биологическими факторами.
Революцию 1917 года Куприн не принял, эмигрировал, но за границей ничего существенного не создал, и в 1934 году писатель вернулся в советскую Россию.
Горький отмечал, что у Куприна “талант сильный и здоровый”, что писатель сумел сохранить верность традициям критического реализма, от которых отходили многие его современники. Лучшие произведения Куприна — художника-гуманиста, знатока русского языка, прекрасного рассказчика сохранили художественную ценность.