Большой заслугой Куприна как писателя было введение в русскую литературу
конца XIX – начала XX века темы, которая до него в течение почти двух
десятилетий не привлекала внимания ни одного сколько-нибудь интересного
художника. Тема эта – жизнь армии. Куприн был единственным из крупных
писателей-реалистов начала XX века, который не только обратился к этой
теме, но и создал на её основе широкие и содержательные картины жизни. Куприн создавал свои произведения необыкновенно оптимистическими, и в
тоже время они были буквально пропитаны неиссякаемой верой в человека. Куприн не относился к писателям, склонным к теоретизированию, к
обобщению личного творческого опыта, тем не менее он в зрелые годы
выработал для себя ряд непреложных эстетических принципов, которыми и
руководствовался до конца своей литературной деятельности.
Это «Десять заповедей», соблюдение которых Куприн считал обязательным
для писателя-реалиста. Эти десять заповедей были сформулированы Куприным
во время встречи с начинающим автором вскоре после появления «Поединка»,
то есть в 1905 году. Вот эти «десять заповедей»:
«Первое. Если хочешь что-нибудь изобразить… сначала представь себе это
совершенно ясно: цвет, запах, вкус, положение фигуры, выражение лица.
Никогда не пиши: «какой-то странный цвет» или «он как-то неловко
вскрикнул». Опиши цвет совершенно точно, как ты его видишь. Изобрази позу
или голос совершенно отчётливо, чтобы их точно так же отчётливо видел и
слышал читатель. Найди образные, незатасканные слова, лучше всего
неожиданные (у самого Куприна: «девушка пахла молоком и арбузом». –
В.А.). Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть
сам, отложи перо…
Второе. В описаниях помни, что так называемые «картины природы» в
рассказе видит действующее лицо: ребёнок, старик, солдат, сапожник.
Каждый из них видит по-своему. Не пиши: «мальчик в страхе убежал, а в это
время огонь полыхнул из окна и синими струйками побежал по крыше».
Кто видел? Мальчик видит пожар так, а пожарный иначе. Если описываешь от
своего лица, покажи это своё лицо, свой темперамент, настроение,
обстоятельства жизни. Словом, ничего «внешнего», что не было бы пропущено
«сквозь призму» твоей индивидуальной души или кого-нибудь другого. Мы не
знаем «природы» самой по себе, без человека.
Третье. Изгони шаблонные выражения: «С быстротой молнии мысль промчалась
в его голове…», «Он прижался лбом к холодному стеклу…», «Пожал
плечами…»,»Улица прямая, как стрела…», «Мороз пробежал по спине»,
«Захватило дыхание», «Пришёл в бешенство…». Даже не пиши: «поцеловал», а
изобрази самый поцелуй. Не пиши: «заплакал», а покажи те изменения в
лице, в действиях, которые рисуют нам зрелище «плаканья». Всегда
живописуй, а не веди полицейского протокола.
Четвёртое. Красочные сравнения должны быть точны. Улица не должна у тебя
«смеяться». Изображай гром, как Чехов, - словно кто прошёлся босыми
ногами по крыше.
Пятое. Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв,построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят. Живописуй образ
речью самого говорящего. Это одна из важнейших красот… для уха.
Шестое. Не бойся старых сюжетов, но подходи к ним совершенно по-новому,
неожиданно. Показывай людям и вещи по-своему, ты – писатель. Не бойся
себя настоящего, будь искренен, ничего не выдумывай, а подавай, как
слышишь и видишь.
Седьмое. Никогда не выкладывай в рассказе твоих намерений в самом
начале. Представь дело так, чтобы читатель ни за что не догадался, как
распутывается событие. Запутывай и запутывай, забирай читателя в руки:
что, мол, попался? И с тобой будет то же. Не давай им отдохнуть ни на
минуту. Пиши так, чтобы он не видел выхода, а начнёшь выводить из
лабиринта, делай это добросовестно, правдиво, убедительно. Хочешь
оставить в тупике, разрисуй тупик вовсю, чтобы горло сжалось. И подай
так, чтобы он видел, что сам виноват. Когда пишешь, не щади ни себя,
(пусть думают, что про себя пишешь), ни читателя. Но не смотри на него
сверху, а дай понять, что ты и сам был или есть таков.
Восьмое. Обдумай материал: что показать сначала, что после. Заранее
выведи нужных в последствии лиц, покажи предметы, которые понадобятся в
действии. Описываешь квартиру – составь её план, а то, смотри,
запутаешься сам.
Девятое. Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, а что
ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживись с ним. Тогда лишь приступай к
способу изложения. Пиши так, чтобы было видно, что ты знаешь, свой
предмет основательно. Пишешь о сапожнике, чтобы сразу было видно, что в
сапожном деле ты не новичок. Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими
участие. Из головы никогда не пиши.
Десятое. Работай! Не жалей зачёркивать, потрудись «в поте лица». Болей
своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям,
бойся их похвалы, не советуйся ни с кем. А, главное, работай, живя. Ты –
репортёр жизни. Иди в похоронное бюро, поступи факельщиком, переживи с рыбаками шторм на оторвавшейся льдине, суйся решительно всюду, броди, побывай рыбой, женщиной, роди, если можешь, влезь в самую гущу жизни.
Забудь на время себя. Брось квартиру, если она у тебя хороша, всё брось на любимое писательское дело… Кончил переживать сюжет, берись за перо, и тут опять не давай себе покоя, пока не добьёшься, чего надо. Добивайся упорно, беспощадно…»
Изложенные здесь принципы близки к высказываниям А.П.Чехова о литературе. И это не случайно. Куприн многому учился у своего великого предшественника, чеховские советы и указания использовал он в работе над такими произведениями, как «В цирке», «На покое» и другие.
Но учась у Чехова, Толстого, Горького, Куприн всегда оставался самим собой – художником со своим видением мира, со своей, только ему присущей, манерой письма, и это обеспечило ему почётное и своеобразное место в русской литературе ХХ века.