Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно…
Такими горькими словами начинается одно из самых глубоких по содержанию стихотворений М.Ю. Лермонтова, которое сам поэт называл «Душа». Я смотрю на дату написания — 1838 год. Поэту было всего двадцать четыре года, когда он с некоторым вызовом, но больше с душевной болью обрушился на свое поколение с обвинением в равнодушии и бездействии. Меня занимает вопрос: было ли у Лермонтова на это моральное право? Конечно, к поэзии нельзя подходить только с точки зрения того или иного факта, у художественного слова свои законы, но все же интересно, что явилось причиной столь негативной оценки своего времени и людей своего круга?
Я внимательно вчитываюсь в последние строчки и вижу, что аргументы Лермонтова весомы и убедительны.
Богаты мы, едва из колыбели
Ошибками отцов иль поздним их умом…
Увы, опыт прошлого, к сожалению, не всегда бывает плодотворным, иногда он внушает опасения и нежелание действовать самостоятельно и жить своим умом. В данном случае «ошибки отцов» — это декабристское движение, которое закончилось так трагически и послужило расколом в дворянском обществе. Но Лермонтову декабристы показались героями, людьми с высокими идеалами, истинными патриотами, готовыми на любые жертвы ради отечества.
В своих современниках поэт, увы, таких качеств не видит, поэтому и кажется ему весь род человеческий обмельчавшим:
В начале поприща мы вянем без борьбы:
Перед опасностью позорно — малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
А как же образование, интеллект? Ведь мы знаем, насколько высоко образованными были некоторые представители дворянства, жившие в одну эпоху с Лермонтовым. Но для поэта образование имеет ценность лишь в том случае, когда человек применяет свои знания в своей практической деятельности.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно…
Такими горькими словами начинается одно из самых глубоких по содержанию стихотворений М.Ю. Лермонтова, которое сам поэт называл «Душа». Я смотрю на дату написания — 1838 год. Поэту было всего двадцать четыре года, когда он с некоторым вызовом, но больше с душевной болью обрушился на свое поколение с обвинением в равнодушии и бездействии. Меня занимает вопрос: было ли у Лермонтова на это моральное право? Конечно, к поэзии нельзя подходить только с точки зрения того или иного факта, у художественного слова свои законы, но все же интересно, что явилось причиной столь негативной оценки своего времени и людей своего круга?
Я внимательно вчитываюсь в последние строчки и вижу, что аргументы Лермонтова весомы и убедительны.
Богаты мы, едва из колыбели
Ошибками отцов иль поздним их умом…
Увы, опыт прошлого, к сожалению, не всегда бывает плодотворным, иногда он внушает опасения и нежелание действовать самостоятельно и жить своим умом. В данном случае «ошибки отцов» — это декабристское движение, которое закончилось так трагически и послужило расколом в дворянском обществе. Но Лермонтову декабристы показались героями, людьми с высокими идеалами, истинными патриотами, готовыми на любые жертвы ради отечества.
В своих современниках поэт, увы, таких качеств не видит, поэтому и кажется ему весь род человеческий обмельчавшим:
В начале поприща мы вянем без борьбы:
Перед опасностью позорно — малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
А как же образование, интеллект? Ведь мы знаем, насколько высоко образованными были некоторые представители дворянства, жившие в одну эпоху с Лермонтовым. Но для поэта образование имеет ценность лишь в том случае, когда человек применяет свои знания в своей практической деятельности.