Лессинг положил начало великому делу преобразования новой немецкой литературы. Близкий по своим общественно-эстетическим устремлениям к Дидро, он закладывает основы реалистической эстетики, носящей во многом материалистический характер, а его боевая драматургия становится политической трибуной эпохи. Определяя характер деятельности Лессинга, Ф. Энгельс сравнивал немецкого просветителя с русскими революционными демократами, назвав Добролюбова и Чернышевского двумя социалистическими Лессингами. Активный борец против уродливых порождений феодально-бюргерской действительности, яротив ретроградных тенденций в сфере идеологии, писатель вызывал нападкд со стороны реакции. Поэтому разоблачение «легенд о Лессин-ге», созданных буржуазным литературоведением, стало почетной задачей прогрессивной науки, блестяще выполненной Ф. Мерингом.
Лессинг родился в семье бедного пастора в Каменце, верхнелужицком городке саксонского курфюршества. Родители рассчитывали на то, что по семейной традиции он будет пастором. Но, вопреки патриархальному воспитанию и воздействию строгих правил лютеранства, юный Лессинг рано пристрастился к чтению книг светского содержания. Первоначальное образование он получил в Мейссенской княжеской школе, где ученики содержались на казенный счет. В этой «монастырской шкоде» господствовали средневековая схоластика и педантизм, и нужно •было обладать огромной силой воли, чтобы отстоять свое право, сохранить свойственный юноше неукротимый дух.
Образование Лессинг получает в Лейпцигском (1746—1748). и Вит-тенбергском (1748) университетах — сначала на богословском факультете, а затем на медицинском, отвечавшем его интересам в области естествознания.
Уже в студенческую пору Лессинг дружит с земляком X. Милиусом, •издателем журнала «Вольнодумец» и ученым-естествоиспытателем, влияние которого на юношу было огромным.
Немалое значение в процессе формирования общественно-эстетических взглядов Лессинга имела и его ранняя дружба с актерами бродячей труппы известной актрисы Каролины Нейбер, игравшей тогда в Лейпциге. Для этого театра им были написаны первые пьесы, в которых заметен дух свободомыслия и довольно острой социальной критики.
Духовная атмосфера в Саксонии уже тогда резко отличалась от «прусских» условий. Дрезденская картинная галерея, книжные издательства, журналистика, крупные силы в университете— все это привлекало молодежь. Лейпциг, по словам Ф. Меринга, «был не только наилучшим, но и единственным городом, где отпрыск буржуазного класса мог, глотнуть немного воздуха жизни».
Получив ученую степень магистра, Лессинг все же не освобождается от нищеты. Литературно-критическая деятельность его была боевой и целенаправленной. Отстаивая наиболее передовые принципы искусства, он направляет свою критику как против сухого рационализма готшедианцев, так и против теоретиков «швейцарской школы», особенно поэзии, проникнутой духом мистицизма.
В 1750-х годах Лессинг сблизился с Николаи и Мендельсоном {стоявшими на позициях умеренного просветительства), однако радикализм его взглядов их вскоре отпугивает. Временем издания
Просветительское значение «Литературных писем» Лессинга было велико. В них он выступал против подражательной литературы и засилия устаревших авторитетов.
Весьма содержательная научно-литературная и творческая деятельность Лессинга принесла ему широкую известность в Германии и за границей». Мечтая о практическом применении своих сил, он с воодушевлением думает о возможности поездки в Россию и работе в основывающемся Московском университете. Однако мечтам Лессинга о поездке в Россию осуществиться не было суждено. Вместо ученого поприща в Московском университете Лессингу предстояло сопровождать в качестве «наставника» молодого купца Винклера, отправлявшегося в путешествие по Европе. Но и путешествие было непродолжительным, в августе 1756 г. в связи с военными действиями Фридриха II против Саксонии Винклер поспешил возвратиться в Лейпциг.
Весьма важно для характеристики периода становления мировоззрения Лессинга выяснить его отношение к начальному этапу Семилетней войны. В противовес партикуляризму, развитому в раздробленной Германии, Лессинг как истинный патриот выступил за ее объединение. Саксонские националисты не могли ему простить даже дружбы с «пруссаком» — офицером и поэтом Эвальдом Клейстом.
Вся общественно-литературная деятельность Лессинга была направлена против политики Фридриха II, как только он распознал сущность прусского юнкерства, а также против официального просвещения.
Основная тенденция публицистики Лессинга, предваряющая его последующие главные эстетические исследования в области изобразительных искусств и театра, заключалась в активной борьбе против «несправедливой односторонности»- писателей типа Готшеда, Бодмера и Клопштока. Лессинг своими эстетическими работами пролагал новые пути отечественной литературе.
Особое место в биографии Лессинга занимает бреславльский период (1760—1764), когда он исполнял обязанности секретаря при генерале Тауэнцине. И хотя новая должность давала ему известное материальное обеспечение, однако быстро его разочаровала, поскольку отвлекала от любимого дела - г - литературы и журналистики.
Все же для наблюдательного писателя и это время не прошло даром: именно в Бреславле, одном из важнейших центров военного командования и администрации, он мог не только столкнуться вплотную с условиями военной действительности, но и хорошо ознакомиться с жизнью различных общественных слоев.
Непосредственным откликом на события Семилетней войны явится комедия Лессинга «Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье». Работа в теоретической области завершается в эту пору трактатом «Лаокоон» (1766), с изданием которого перед Лессингом открывалась возможность занять кафедру словесности в Кенигсбергском университете. И все же Лессинг решительно отказывается как от служебной, так и от ученой керьеры. В мае 1765 г. он снова возвращается в Берлин с целью продолжать боевую публицистическую деятельность.