М. В. Ломоносов жил в Российской империи, созданной Петром I. Россия в начале XVIII в. стала великой мировой державой. Но ее промышленность, наука, культура, просвещение во многом находились еще в рамках средневековья, в то время как в Европе все больше утверждалось Просвещение, происходили промышленные и научные революционные преобразования. Чтобы укрепить и расширить реформы Петра I, необходимо было создавать национальную русскую промышленность, науку, культуру, литературу.
Передовым русским людям того времени были близки идеи Просвещения, особенно идея просвещенного абсолютизма. Они были уверены, что только царь, обладающий самодержавной властью, в состоянии провести необходимые прогрессивные преобразования в огромной Российской империи.
Как и другие русские приверженцы Просвещения, М. В. Ломоносов свою основную задачу в научной и литературной деятельности видел в служении Отечеству, в борьбе «за общую пользу, особливо за утверждение наук в Отечестве».
Величайший ученый России, академик, по своим обязанностям академического стихотворца должен был обращаться к царям России с одами, написанными к придворным торжествам. На ученых русские самодержцы смотрели прежде всего как на своих прислужников. Оды должны были воспевать самодержцев России, восхвалять их добродетели.
В своих одах Ломоносов не столько восхвалял реального самодержца, сколько призывал его, в духе идей «просвещенного абсолютизма», укреплять национальную мощь России, развивать промышленность, науку, искусство.
В «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны» Ломоносов воплотил свое понимание роли просвещенного самодержца.
В начале оды, посвященной дочери Петра I, он восхваляет не саму царицу, а мир, отсутствие войны, когда народ может наиболее полно развиваться:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Как ты полезна и красна
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.
Под солнцем нет ничего прекраснее мира и Елисаветы, которая мир
...в Россию возвратила
Войне поставила конец.
Умолкли звуки пушечных выстрелов и в мирной стране начинается столь милое сердцу поэта дело:
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
Так Ломоносов славит утверждение Елисаветой Петровной нового устава Академии наук, по которому средства на содержание академии были увеличены вдвое.
Затем Ломоносов напоминает царице о ее отце — Петре I. Он говорит, что Петр I России был послан Богом, что он был человеком, каких не знала земля русская от века:
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.
Ломоносов вспоминает не только военные победы Петра, но прежде всего славит его за покровительство наукам. А далее он рисует широкую панораму необъятной Российской империи, которая благодарит Елизавету за мир. Но это «земель пространство», каким наградил всевышний царицу, «требует... искусством утвержденных рук», т. е. людей, которые могут грамотно управлять страной, развивать ее промышленность, ремесла, науки. По твердому убеждению Ломоносова
...может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
А заканчивает свою оду, посвященную Елизавете Петровне, русской императрице, Ломоносов так:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
Так ода царице превратилась в оду любимой России, ее людям, ее науке. И до сих пор оды Ломоносова призывают к труду и подвигу ради России. В этом сила и жизненность поэзии М. В. Ломоносова.