«Разорвём
сплетённую чиновниками
паутину кумовства,
протекций,
волокит».
В. Маяковский. «Протекция»
В русской и мировой поэзии XX века Владимир Маяковский занимает по праву ведущее место. В его творчестве полно и многогранно отражена великая эпоха колоссальных общественных противоречий, эпоха решительной ломки старого и строительства нового общества, эпоха мировых войн и революций. Агитатор, лирик, поэт-трибун, он работает в «Окнах РОСТА», создаёт поэмы «150 000 000», «Люблю», «Про это», «Хорошо!», «Владимир Ильич Ленин», «Во весь голос», пьесы «Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня». В них он страстно и откровенно рассказывает «о времени и о себе». Маяковский принял революцию и наступал «на горло собственной песне», заставил свою поэтическую Музу служить новой эпохе — многообещающей и противоречивой.
В своих произведениях он не только славит новое время, но и вскрывает всё то, что стоит на пути к новой жизни. Мощью своего поэтического слова Маяковский обрушивается на давнего врага — бюрократизм, который после установления Советской власти расцвёл ещё более пышным цветом.
В марте 1922 года появилось в печати стихотворение «Прозаседавшиеся». Объектом сатиры автор взял одно из самых распространённых проявлений бюрократизма — злоупотребление заседаниями. Чтобы показать вред этого явления, автор изобразил его в намеренно преувеличенном виде, используя гиперболу, доведённую до гротеска. С самого раннего утра, чуть «ночь превратится в рассвет», заполняются учреждения и начинаются в них заседания. Заседают по любому поводу: то «объединение ТЕО и Гукона», то «покупка склянки чернил Губкооперативом», то заседание комсомола, а то просто какого-то «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». И когда проситель, тщетно пытавшийся получить аудиенцию у некоего «товарища Иван Ваныча», взъярённый врывается на заседание, его взору предстаёт страшная картина: «сидит людей половина», другой половины нет. На испуганный вопрос: «Где же половина другая?» — проситель слышит «спокойнейший голосок секретаря: «Они на двух заседаниях сразу». Спокойствие и казённая вежливость секретаря ещё более оттеняют взволнованность героя. Вид кошмарной картины заседания, на котором присутствуют только «половины людей», наводит на мысль: для разбора пустых дел голова не нужна. Маяковский предлагает «искоренить» все заседания. «Прозаседавшиеся» — прекрасный образец сатирического произведения. К сожалению, и в наши дни это стихотворение актуально: бюрократизм не изжит.
Следуя лучшим традициям Н. В. Гоголя, М. Е. Щедрина, продолжая собственную линию сатирической поэзии, Маяковский создал ряд произведений, которые и в наше время не утратили своей актуальности и сатирической остроты. В числе этих произведений в первую очередь следует назвать стихотворение «О дряни», «Служака», «Трус», «Помпадур», «Подлиза», «Сплетник» и другие.
Поэт обратил свою сатиру против тех, кто с первых дней новой власти, «наскоро оперенья переменив», «засели во все учреждения», «свили себе уютные кабинеты и спаленки», заботясь лишь о собственном благополучии.
«Опутали революцию обывательщины нити,
Страшнее Врангеля обывательский быт».
В стихотворении «О дряни» нарисована супружеская парочка из мещанско-обывательской с
В сатирическом стихотворении «Трус» Маяковский назвал этим позорным именем тех, кто, живя в нашей «славной смелыми стране», обнаруживает трусость. Здесь во всём великолепии перед нами чиновник-бюрократ:
«Влип в
бумажки
парой глаз,
ног
поджаты циркуля:
Схорониться б
за приказ...
Спрятаться б
за циркуляр».
Боясь ответственности, пресмыкаясь перед начальством: «каждый зов для труса — туз», — трус скрывает свои взгляды и вкусы, он боится иметь собственное мнение, он стремится усвоить «мнение старшино» — мнение начальника. Трус, не задумываясь, изменит своё мнение в угоду начальства: «мненье — это не именье, потерять его не страшно». Но трус не только отвратителен, но опасен — опасен и своим приспособленчеством, и бездеятельностью и равнодушием. «Хоть грабьте, хоть режьте возле него, не будет слушать ни плач, ни вой».
Очень современно и стихотворение «Помпадур». Следуя примеру М. Е. Салтыкова-Щедрина, Маяковский рисует помпадура-чиновника, который мнит себя выше всех, который порвал с массами. Такие люди доверие окружающих считают «пожизненной наградой», такой помпадур думает, что ему навсегда дано над всеми «володеть и княжить», «победы масс» он приписывает «своему уму».
В 1926—1927 годах Маяковский опубликовал в газетах ряд острых стихотворных фельетонов: «Взяточники», «Протекция», «Фабрика бюрократов», «Общее руководство для начинающих подхалимов».
В стихотворении «Взяточники» поэт с ненавистью громит тех, кто понял «братство народов» как «счастье братьев, тёть и сестёр». Он призывает избавиться от этих подлых и грязных преступников:
«Долой
присосавшихся
к нашим
рядам
и тех,
кто к грошам
присосался!»
В «Общем руководстве для начинающих подхалимов» поэт-сатирик раскрывает перед читателем «технику» подхалима, а в конце даёт совет тем, кто не хочет быть подхалимом: не молчать, не зажимать рот и поступать «не по стиху, а наоборот».
Стихами громя обыденщины жуть, поэт звал к новой жизни:
«Шагайте!
По быту!
Сквозь мозг мужчины!
Сквозь сердце женщины!»
В своих сатирических стихотворениях Маяковский резкими штрихами нарисовал нам портреты «искусственных людей», людей «системы «бюрократ», для которых «даже солнце — входящее и исходящее».
Перефразируя Маяковского, можно сказать, что его сатира — «один из железных прутьев» в железной метле, которой народ выметает из своих рядов «всех, кто забюрократился, замошенничался и т. д.»