В.В. Маяковский — русский поэт начала XX века. До сих пор среди поэтов, связанных с «серебряным веком», он остается самой неоднозначной фигурой. Сам Владимир Маяковский в своей автобиографии писал: «Я — поэт. Этим и интересен». Родился
В.В. Маяковский в селе Багдади близ Кутаиси, в Грузии. В отроческие годы поэта после смерти отца (1906) семья переезжает в Москву. В столице будущий поэт знакомится с членами социал- демократических кружков, увлекается марксизмом, вступает в 1908 году в члены РСДРП. За активную подпольную революционную работу В. Маяковского трижды арестовывают и сажают в тюрьму. Находясь в одиночной камере Бутырской тюрьмы после третьего ареста, он начинает писать стихи и решает оставить партийную работу, для того чтобы «делать социалистическое искусство». Первые поэтические опыты не удовлетворяют самого поэта, и он решает посвятить себя живописи, поступив в 1911 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там В. Маяковский знакомится с Д. Бурлюком, потом с В. Хлебниковым, А. Крученых и вместе с ними становится активным участником нового литературного направления — футуризма. В. Маяковский пишет манифест — литературную программу футуристов — «Пощечина общественному вкусу» (1912). Первые поэтические произведения В. Маяковского свидетельствуют о незаурядном таланте поэта. В.В. Маяковский занят поисками новых художественных средств: ритмика стиха, образность, обновляется лексический словарь, изменяется графическая структура стиха — поэт пишет произведения «лесенкой», чтобы передать мельчайшие оттенки поэтической речи. Например, в стихотворении «А вы могли бы?» (1913) реальная действительность соприкасается с лирическим бытием поэта:
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
(«А вы могли бы»)
В этом стихотворении Маяковский утверждает, что поэзии дано право преображать будничную действительность:
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана.
В произведении образ города изображается живописно и музыкально. Образы первого ряда образуют поэтический натюрморт: краски, карта, блюдо студня, чешуя жестяной рыбы. Звуковой ряд образуют флейта, ноктюрн. Под студнем поэт понимает застывшее, неживое искусство, сквозь которое проступает образ бурного океана деятельности. В зрительных образах (чешуя жестяной рыбы напоминает ему губы, призывающие будущее) угадывается связь с музыкальной мелодией, поэтому закономерна метафора, используемая в финале стихотворения: водосточные трубы превращаются во флейту. Настоящий художник слова может даже на таком странном инструменте сыграть истинный ноктюрн. По-своему понял данное стихотворение А.П. Платонов: «Всякий человек желает увидеть настоящий океан, желает, чтобы его звали любимые уста… и прочее, необходимо, чтобы это происходило в действительности». Поэт заменяет отсутствие этого в реальности своим воображением. Стихотворение «А вы могли бы?» передает трагизм положения творца в мире непонимания, душевное одиночество. В бездуховной атмосфере поэт лишен главных радостей жизни: чувства океана, безграничной свободы и любви. Уже в ранних произведениях предреволюционного периода («Нате!» (1913), «Вам!» (1915)) лирический герой одинок, находится в атмосфере обывательской пошлости. Поэт чувствует свою обособленность, называя себя «грубым гунном». В стихотворении «Нате!» сатирически изображается мир «жирных» обывателей, смотрящих «устрицей из раковин вещей». Используя сарказм, поэт пишет о пристрастии мещан к вещам, о потребительском отношении к духовным ценностям:
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
Выходят также такие сатирические произведения В. Маяковского: «Гимн здоровью» (1915), «Гимн критику» (1915), «Гимн взятке» (1915), «Гимн обеду» (1915), где поэт не воспевает жизнь, а наоборот, бичует равнодушное отношение к жизни, оторванность от окружающего мира, низменность поступков и интересов, безнравственность, бездуховность, обывательщину. В самих названиях данных стихотворений заложено комическое несоответствие: гимн - торжественная песнь, посвящать которую в честь взятки или обеда смешно. Используя традиционный сатирический прием — злую иронию — поэт привлекает внимание читателя, высмеивая низменность человеческой натуры. Например, в стихотворении «Гимн обеду» выводится иронический образ обжоры-обывателя:
Ты так не хуже! Наоборот,
Если б рот один, без глаз, без затылка,
Сразу могла б поместиться в рот
Целая фаршированная тыква.
В данном произведении дана натуралистическая картина превращения человека в животное. В. Маяковский постоянно экспериментирует в области стиха. Такое отношение к традиционному стихосложению не является самоцелью (как у некоторых футуристов), наоборот, поэт стремится сделать стих выразительным, а поэтический текст более понятным читателю. Например, стихотворение «Послушайте!» (1914) — лирическая миниатюра, центральным художественным образом которой является образ звезды как символа мечты, надежды:
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Обращение — основной риторический прием, используемый В.В. Маяковским в стихотворениях. Поэту необходим слушатель, читатель.
В 1914 году вместе с футуристами (Д. Бурлюком и В. Каменским) поэт совершает поездку по стране, ведет агитационную работу, пишет поэму «Облако в штанах» (1915). Постепенно границы футуризма становятся тесны для В.В. Маяковского. Он начинает сотрудничать в журнале «Новый сатирикон», знакомится с А. Ахматовой, О. Мандельштамом, М. Горьким, которые отметили его талант.
Февральскую, а затем Октябрьскую революцию В. Маяковский принял восторженно. Поэт слышит «музыку революции», стремится в настоящем увидеть приближение будущего.
Теме революции посвящены две поэмы В. Маяковского: «Хорошо» (1927), «Владимир Ильич Ленин» (1924). Центральным художественным образом в данных произведениях становится образ времени, которое поэт стремится приблизить. Поэмы пронизаны романтическим пафосом:
А моя
страна —
подросток, —
твори,
выдумывай,
пробуй!
(«Хорошо»)
После революции В.В. Маяковский продолжает писать сатирические произведения, в которых высмеивает бюрократизм, взяточничество, подхалимство — вновь появившиеся пороки человеческого общества, обостряется конфликт поэта со временем. В стихотворениях «Подлиза», «Прозаседавшиеся», ведущим сатирическим приемом становится
На заседание
Врываюсь лавиной,
Дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
Сидят людей половины.
Происходит утрата нравственных, духовных ценностей, раздвоение личности. В стихотворении «Подлиза» дан образ подхалима-обывателя, который ради карьеры забывает о чувстве собственного достоинства, о человеческом облике:
Этот сорт народа —
тих
и бесформен,
словно студень…
В стихотворении используются гиперболы, которые делают образ гротескным, раскрывая сущность человеческой натуры: «А язык?! На метров тридцать догонять начальство вылез…». Итоговые сатирические произведения — комедии «Клоп» (1928-1929) и «Баня» (1929-1930).
В поэтических произведениях послереволюционной эпохи появляются и трагические образы. Например, в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» (1918) раскрываются пороки современного общества. Данное произведение сюжетно: люди, увидев упавшую лошадь, продолжают заниматься своими делами, исчезло сострадание. Только лирический герой испытал «какую-то общую звериную тоску»:
Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
Чего вы думаете, что вы их плоше?…
Фраза из стихотворения: «…все мы немножко лошади», стала крылатой. Очевиден гуманистический пафос стихотворения, Настроение трагического одиночества создают различные поэтические приемы, например звукопись, когда точно подобранное сочетание звуков передает голоса улицы: «сгрудились, смех зазвенел и зазвякал», — стук лошадиных копыт:
Били копыта.
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.
Нетрадиционное сочетание слов используется поэтом для передачи конфликта: «улица опрокинулась», «смеялся Кузнецкий», «улица скользила». Особая рифмовка произведения также способствует нагнетанию тягостной атмосферы одиночества лошади в толпе зевак:
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны, пришедшие Кузнецким клешить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь!
Используемая метафора «льдом обута» передает восприятие лошади: скользит улица, а не лошадь. Инверсия «штаны пришедшие Кузнецким клешить» раскрывает место и время действия стихотворения: торговые ряды Кузнецкого моста.
Финал стихотворения Символичен: лошадь вспоминает детство — самую безоблачную пору; время, когда каждый с надеждой смотрит в будущее:
И всей ей казалось —
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.
В.В. Маяковский повышенное внимание уделял слову, в его произведениях встречаем множество авторских неологизмов. В стихотворении «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920): «златолобо», «ясь», «трезвонится», «вспоем». Поэт играет со словами и рифмами, используя омонимы: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье/», синонимы: солнце, златолобо, светило. Поэтический прием олицетворения несет огромную смысловую нагрузку в стихотворении «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» (1926), когда воспоминания о человеке Теодоре Нетто адресуются пароходу, названному в его честь. Стихотворение начинается с необычной метафоры и сравнения: «порт, горящий, как расплавленное лето». Используемые в начале стихотворения аллитерации создают атмосферу фантастического, призрачного:
Я недаром вздрогнул.
Не загробный вздор…
Напряженность при описании парохода сменяется ироничной интонацией при воспоминаниях о дипломатическом курьере Теодоре Нетто, который «пивал чаи» в «дип-купе», спорил о поэзии, охранял важные документы. После воспоминаний о Нетте дан лунный пейзаж, который переводит их в философский план: теперь это уже не размышления о конкретном лице, а мысли о человеческом подвиге и бессмертии вообще. Из противопоставления образов парохода — Нетто и человека — Нетто рождается мысль: если человек смог найти в жизни что-то важное, подняться до уровня подвига, значит, он победил время. Появляется образ МЫ, который объединяет не только поэта и Теодора Нетто, но и читателя:
Мы живем,
зажатые
железной клятвой
…
Мы идем
сквозь револьверный лай…
В статье «Как делать стихи» В.В. Маяковский объясняет читателю, как «делаются», создаются, конструируются стихотворения. Для этого поэтом используется тоническая система стихосложения: ритмичность речи создается через использование одинакового количества ударений в строке. В стихотворениях, посвященных назначению поэзии («Юбилейное» (1924), «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926), «Сергею Есенину» (1926), «Разговор с товарищем Лениным» (1929)) В.В. Маяковский обозначает место «поэта в рабочем строю». Непросто складываются взаимоотношения В. Маяковского с А.С. Пушкиным: футуристический лозунг («сбросить Пушкина с корабля современности») многие восприняли буквально. В основе композиции стихотворения «Юбилейное» — беседа лирического героя с А.С. Пушкиным, которая переведена в личный, интимный план:
Александр Сергеевич,
разрешите представиться.
Маяковский.
В стихотворении объяснена роль поэзии в обществе, а все поэты условно разделены на тех, кто «в жизни был мастак» и «балалаечников». Ключевой фразой стихотворения являются слова: «Я люблю вас, но живого, а не мумию», в которой выражено истинное отношение поэта к А.С. Пушкину. Чтобы создать настоящее художественное произведение, необходимо переработать «тысяч тонн словесной руды».
Конфликт поэта со временем продолжает нарастать. Стремление приблизить будущее вступает все в большее обострение с реальным ходом жизни. Даже любовь теперь уже не спасает поэта. Например, в стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928) тема любви не может получить счастливого разрешения. Лирический герой связывает свои надежды с грядущим. Личное и социальное переплетаются:
Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.
Интимный разговор о чувстве, связывающем только влюбленных, переходит в разговор о счастье «ста миллионов». В этом основная черта всей поэзии В.В. Маяковского — предпочтение лирическому самовыражению, утверждение собственной позиции, своего представления о мире, месте человека в нем, о человеческом счастье. Поэтому его стихи ориентированы на разговорную (ораторскую) речь.
Разочарование в любви, разрыв с современностью — все это привело к тяжелейшему кризису, который разрешился 14 апреля 1930 года выстрелом в сердце.