Я себя под Лениным чищу,
чтобы плыть в революцию дальше.
В. Маяковский
У А.Вознесенского в стихотворении "Уберите Ленина с денег" есть такие строчки:
Ленин — самое чистое деянье,
Он не должен быть замутнен.
Уберите Ленина с денег,
Он для сердца и для знамен.
Если уж современный интеллигентный поэт впадал в заблуждение в отношении партийных вождей, то фанатично преданному идеям коммунизма Маяковскому нельзя было не обратиться к этой теме. И он писал о Ленине много и честно, через образ вождя передавая образ партии:
Ленин и партия — близнецы-братья,
кто более матери-истории ценен?!
Мы говорим: Ленин, подразумеваем: партия,
мы говорим: партия, подразумеваем: Ленин!
Поэт не обожествляет Ильича. Напротив, рисует его реальным: чуть картавым, невысоким, с пальцами, засунутыми в карманы жилетки. Он возвеличивает дело, которое возглавлял Ленин, и людей, которые это дело продолжают.
Единица, кому она нужна?
Голос единицы тоньше писка.
Кто его услышит?
Разве — жена,
да и то, если не на базаре,
а близко.
Но, если в партию
сгрудились малые,
сдайся враг,
замри и ляг:
партия — рука миллионопалая,
сжатая в один
все громящий кулак!
Творческие люди часто выбирают себе кумира. Маяковский образцом для подражания выбрал пролетарского лидера, с ним он советуется, на него равняется:
...Двое в комнате:
я — и Ленин,
фотографией на белой стене.
.. .Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше.
Работа над поэмой о Ленине имела для
Вчитавшись внимательно, можно убедиться, что это поэма о любви. Любви миллионов людей без рас и наций.
Вплывали ночи на спинах дней,
часы меняя, путая даты.
Как будто не ночь и не звезды над ней,
а плачут над Лениным негры из Штатов.
Отправным моментом в изображении Ленина и в построении поэмы стала картина народной скорби как выражения любви и благодарности народа к своему вождю. Отсюда возникает потребность воссоздать в поэтических красках и образах то, что было делом жизни, историческим подвигом Ленина, что выдвинуло его как лидера и партии, и народа. Вот почему "типическими обстоятельствами", в которых проявляется характер нового героя, являются не бытовые аксессуары, а события всемирной истории. Причем история не фон, а составная часть биографии героя. Поступая так, Маяковский сознательно шел на риск.
Опыт Маяковского в создании образа Ленина — как вечного образа рожденного нашей эпохой, — не исключает и других подходов к теме, но, предпринятый под влиянием глубокого потрясения, он являет пример истинного новаторства, подсказанного слиянием взволнованной мысли и зрелого чувства.
Ленин и сейчас живее всех живых —
наше знанье, сила и оружье!
В этих строках у Маяковского нет фальши.