I. Маяковский и русский футуризм.
Среди многочисленных литературных течений начала XX века поэта привлекает именно футуризм (от лат. futurus - будущий), так как он весь устремлен в будущее, отрицает современное и прошлое искусство и провозглашает себя создателем новой, невиданной культуры. Маяковский приветствует «великую ломку... во всех областях красоты во имя искусства будущего». Александр Блок утверждал, что футуризм нес с собой «родимые бури и натиски».
II. Перерастание «эстетического бунта» против рутинного искусства в социальный протест.
Неприятие поэтом существующей действительности - основной мотив ранней лирики Маяковского. Объявляя себя глашатаем новых истин, поэт наталкивается на отчуждение, ибо окружающий его мир «сытых» бесчеловечен, жесток и духовно убог, отсюда трагическое одиночество поэта и беспощадная, яростная критика существующего миропорядка, призыв к его ниспровержению («Адище города», «Нате!», «Вам!», «Надоело», «Мама и убитый немцами вечер», «Облако в штанах», «Послушайте!», «Дешевая распродажа» и др.).
III. Восторженное восприятие Маяковским революции («Моя революция») объясняется прежде всего тем, что он видит в ней путь к осуществлению вековой мечты человечества, к обновлению всей жизни и воплощению гуманистического идеала. Свою мечту о преображенном грядущем мире он связывал с появлением свободного, гармоничного человека-творца, созидателя новых человеческих отношений (статья «Будетляне», поэма «Человек», «150000000», «Мистерия-буфф» и др.).
IV. Оценка событий текущей жизни с позиций грядущего: «Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет». Во имя этого прекрасного будущего «без нищих и калек» поэт готов «наступить на горло собственной песне» и «шершавым языком плаката вылизывать чахоткины плевки», брать на себя самую черную и неблагодарную р
V. Реальное развитие послереволюционной действительности разительно отличалось от утопических представлений Маяковского о преображенном новом обществе. Вновь возникает разлад между мечтой и действительностью. Особенно усиливается он в годы нэпа. Одно из ведущих мест в творчестве поэта занимает сатира. Разоблачая мещанство, обывательскую пошлость и особенно бюрократизм, Маяковский борется не только с пороками современной ему советской действительности, но и «во весь голос» предупреждает об опасности, которая грозит проникнуть в грядущее. В сатирических пьесах «Клоп» и «Баня» тема будущего занимает ведущее место.
VI. С раздумьями о будущем связана у Маяковского и тема бессмертия. Мечта о грядущем воскрешении проходит через ряд его лирических стихотворений, завершаясь во вступлении к поэме «Во весь голос». По мнению Маяковского, устремленность в будущее - вообще отличительная черта истинного поэта.
VII. Страстная устремленность в будущее, мечта о преображении мира - основной мотив всей поэзии В. Маяковского. Впервые появившись в ранних его произведениях, видоизменяясь и развиваясь, он проходит через все его творчество. Особенно отчетливо звучит тема грядущего в пьесах «Клоп» и «Баня», а также в предсмертной поэме «Во весь голос». «Маяковский первый новый человек нового мира, первый грядущий. Кто этого не понял, не понял в нем ничего» (М. И. Цветаева).