В 1929 году Маяковский задумал поэму о первой советской пятилетке. Но он не успел осуществить этот замысел. Написано было лишь вступление к поэме «Во весь голос». Созданное в декабре 1929 - январе 1930 года, оно было приурочено к выставке произведений Маяковского, посвященной двадцатилетию его творческого пути. Прочтя на открытии выставки вступление к поэме, Маяковский сказал, что оно «целиком отражает то, что я делаю и для чего работаю». Являясь, таким образом, отчётом о творческом пути поэта, «Во весь голос» относится к числу тех произведений Маяковского, где выразились его эстетические взгляды.
Произведение носит острополемический характер. Именно благодаря вступлению поэта в полемику со своим «отъявленным и давним» противником - «чистым», «аполитичным» искусством, нам становится более ясна позиция автора по отношению к творчеству и его представителям в целом.
О том, каким поэта сделала эпоха, в которой он писал, говорят следующие строки:
Я, ассенизатор
и водовоз, революцией мобилизованный и призванный.
Поэт «ухо словом не привык ласкать», потому что его назначение - отражать настоящую жизнь, не приукрашивая её, использовать стих «как старое, но грозное оружие», которое «грубо, зримо». Творчество поэта эпохи социализма, годов «труда» и дней «недоеданий» не обходит стороной такие явления действительности, как «проституция», «туберкулёз», «блокада». Он - «агитатор», «горлан-главарь», вызывающий «чахоткины плевки шершавым языком плаката». Он - воин, который развернул «страниц войска», направив их «до самого последнего листка» против врагов рабочего класса.
Такая поэзия, по мысли Маяковского, несомненно полезнее, она служит стране поддержкой в трудные для неё времена. И, конечно же, она далеко отстоит от «поэзии - бабы капризной», содержание которой замыкается только на примитивном отражении окружающего мира:
Засадила садик мило, дочка, дачка, водь
и гладь -
сама садик я садила, сама буду поливать.
Поэт бросает камень в огород конкретных «творцов», пытавшихся писать в стиле «чистого» искусства, - Митрейкина и Кудрейко:
Кто стихами льёт из лейки,
Кто крошит,
набравши в рот -
Кудреватые Митрейки,
мудрева
А также он подчёркивает бессмыслицу, бессодержательность стихотворения «Цыганский вальс на гитаре», известного тогда поэта Сельвицкого высмеивая строчку из него «Тара -тина, тара -тина, т-эн-н»...
Такое творчество противно Маяковскому. Для него поэт -трудяга, который свои произведения противопоставляет мёртвым «лирическим томикам», потому что его творчество «живое» и предназначено для «живых».
Итак, вступление к поэме «Во весь голос» даёт нам чёткое представление о назначении поэта и его творчества. По мысли автора, поэт - это не «песенно-есененный провитязь» и стихи его не похожи на стрелы «в амурно-мировой охоте». Настоящему художнику чуждо «искусство ради искусства», для него поэзия колоссальный труд, в процессе которого выплавляются «железки строк», «готовые и к смерти и к бессмертной славе».
В данном произведении чётко прослеживается ещё один мотив важный для понимания эстетических воззрений поэта. Это мотив памятника себе и своему творчеству, затронутый ещё Пушкиным.
У Маяковского очень своеобразное представление о дальнейшем существовании своей лирики и прозы во времени и пространстве. Он пишет так:
Мне наплевать на бронзы многопудье,
Мне наплевать на мраморную слизь.
.. .пускай нам общим памятником будет
построенный в боях социализм.
Поэт этими строками подчёркивает свою неотделимость от общего дела, от судеб народа и будущего страны, он считает себя сопричастником совершающегося построения нового общества, в котором, он верит, заключается счастье Родины. Творчество же он называет»партийными книжками», которые он поднимает «как большевистский партбилет... над бездной поэтических рвачей и выжиг». Тем самым поэт ещё раз подчёркивает желание называться поэтом, рождённым коммунизмом, а также утверждает служение этому строю незыблемой основой своей поэзии.
Таким образом, позиция Маяковского по отношению к поэту и поэзии становится предельно ясной после прочтения вступления к поэме «Во весь голос». Он утверждает необходимость служить людям своим творчеством, защищать их интересы и бороться против тех, кто является врагом той жизни, которую поэт в своих произведениях прославляет.