Сочинения по литературеМихалков С.В.С. В. Михалков – поэт большого о темперамента

С. В. Михалков – поэт большого о темперамента

Сергей Владимирович Михалков — поэт большого общественного темперамента — не отделяет свои литературные поиски от интересов сегодняшнего дня страны, откликаясь на все события внутренней и международной жизни фельетоном, стихотворением, выступлениями с трибуны съездов, конференций, совещаний Мир поэзии Михалкова — это мир, в котором дети не гости. Естественность и простота интонаций поэта, его доброта в сочетании с мягким лиризмом воспитывают детей. Вспомните стихи о животных: о щенке, который исчез из дома, а потом вернулся искусанный пчелами, о солидном усатом соме, перехитрившем рыбаков, о медвежонке, спасенном охотником от собак. Мораль в стихах Михалкова всегда сдобрена хорошей порцией юмора. «Юмор в детской литературе,— говорил Михалков,— дело серьезное и большое. Витамин смеха необходим детям, и мы должны выдавать его не по карточкам, не по скупым нормам военного времени, а щедро, как того требует молодой растущий организм». Веселая выдумка и находчивость автора юмористических стихов «Про мимозу», «Фома», «Песенка друзей», «Если», «А что у вас?», «Трезор», «Мы с приятелем», «Рисунок» и других — выражается в игре словом, в занимательности ситуаций, в комедий-ности героя. Поэт пользуется многими изобразительными средствами фольклора — гиперболой, гротеском, сказочной фантастикой. Вот один из примеров мастерского использования поэтом гиперболы: герой стихотворения Фома зимой гуляет в трусах, видя слона, не верит, что перед ним слон, и т. д. Неверие Фомы доведено до крайности, до того невероятного случая, когда он, находясь уже в пасти крокодила, продолжает отрицать, что это так и есть на самом деле.

Так же как С. Маршак в стихотворении «Про одного ученика», попавшего во сне в мир своих ошибок, где цветут кенгуру, жужжат зебры и порхает баобаб, Михалков развивает свою гиперболу до логического конца: Фома, проснувшись, не

верит тому, что видел сон. Гипербола основана на сатирической гипертрофии какой-то черты характера героя, и это не только смешит школьника, но и внушает ему, до какого абсурда может дойти упрямство. Так Михалков-юморист помогает Михалкову-педагогу. Что юмор свойствен Михалкову, заметили давно, но мало кто называет этого поэта лириком. А между тем лиризм пронизывает все его творчество. И может быть, именно в дружбе лирики с юмором кроется секрет обаяния поэзии Михалкова.

Стихотворение «А что у вас?» богато теми интонациями, которые пришли к поэту из русского народного творчества и органично вошли в детское стихотворение, созданное как жанровая бытовая сценка, но в то же время несущее глубокое социальное содержание.

Сравните начало русской потешной песенки с первыми строчками стихотворения Михалкова:

Дело было вечером, Дело было вечером,

Делать было нечего, Делать было нечего.

Вышли девки во двор, Галка села на заборе,

Посадили петуха на забор, Кот забрался на чердак.

Петух горло дерет, Тут сказал ребятам Боря

На всю деревню поет! Просто так.

Фольклорные истоки поэзии С. Михалкова для детей заключаются не только в подобных совпадениях, но и в ритмическом рисунке его стихов, и в свойственной русскому народу склонности к шутке, и в том, что во многих произведениях автора «А что у вас?» звучит гимн людям труда. Популярность классического героя детской поэзии — дяди Степы — объясняется теми же особенностями творческой индивидуальности поэта. Лучшее произведение Михалкова, написанное в 1939 году, так же популярно среди детей и в наши дни. В нем, как в фокусе, собрались лучшие стороны дарования поэта: педагогический такт, юмор, лиризм и гражданственность.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: С. В. Михалков – поэт большого о темперамента

Слов:560
Символов:3744
Размер:7.31 Кб.