Мольер – псевдоним, который взял себе в начале театральной карьеры Жан-Батист Поклен. Он родился в 1622 г. в семье богатого парижского буржуа. Закончив колледж, Поклен выдержал экзамен на звание лиценциата прав при Орлеанском университете. Не воспользовавшись адвокатским дипломом, он в январе 1643 г. отказался наследовать дело отца и работать в цехе обойщиков. Через полгода Мольер и его друзья сделали попытку организовать театр, но он не продержался и двух лет.
Начались странствия Мольера по провинциям. Он становится организатором труппы, и к этому времени, вероятно, относятся его первые пьесы. Провинция с ее религиозным фанатизмом и самодурством подсказала Мольеру «Тартюфа» и «Дон-Жуана». Автор соприкоснулся с площадными представлениями, насыщенными политическими намеками и социальной критикой.
В 1661 г. театр получает место в Париже, близкое ко дворцу, и Мольер становится распорядителем дворцовых праздников, а также одновременно находит возможность вставить в пышный придворный спектакль «серьезную» пьесу.
Среди множества пьес, созданных в это время, важное место занимает «Тартюф» (1664), который А.С.Пушкин считал величайшим произведением мировой литературы. Гуманизм Мольера так велик, что он дает возможность исправления отрицательным героям,
В комедии «Мещанин во дворянстве» мы попадаем в дом богатого буржуа. Основная цель хозяина дома – стать дворянином. Журден – буржуа, пожелавший во что бы то ни стало стать маркизом. С этой целью он задумал научиться танцам и фехтованию, философии и изящным манерам. Но учителя его - плуты и аферисты. Комические эпизоды с женой и служанкой показывают нелепость и глубину заблуждений Журдена, который от своей мечты так поглупел, что не видит и явного надувательства. Апогеем являются 5-ая и 6-ая сцены четвертого акта, когда переодетый слуга Ковьель объявляет Журдена сыном дворянина, а затем сватает его дочь Люссиль за сына турецкого султана. Сцена подчеркивает комическую нелепость мании Журдена, который палочные удары принимает за посвящение в высшие круги турецкого общества.
Перу этого талантливого комедиографа принадлежит также пьеса «Мнимый больной», которую он создавал, будучи уже очень больным. Здесь Мольер верит в доброту человека, ее действенность. Он осмеивает скупость, лицемерие.
Мольер играл в театре до последнего вздоха. 17 февраля 1673 г., во время 4-го представления «Мнимого больного», автору стало плохо. Доиграв до конца пьесу, вечером он скончался. Жизнь Мольера оказалась самой лучшей из пьес.