Театр Мольера

“Бог создает пьесы, а люди-актеры,

непрестанно меняющие маски...“

31 декабря 1643 года парижская публика сошлась посмотреть новую труппу актеров. Представление давалось в зале для игры в мяч у Нэсльских ворот, на левом берегу Сены, вблизи теперешнего Института. Зала была полна. Новая труппа носила громкое название: “Блестящий театр “( L’ illustre Theatre ). Состав ее не был вполне обычен. Профессиональные актеры почти отсутствовали. Большинство участников труппы составляли совсем молодые люди - любители, страстно увлеченные драматическим искусством, может - быть, и игравшие уже раньше где - нибудь на открытых сценах в разных уголках Парижа, но не нашедших себе места в постоянных театрах того времени, т.е. ни в “ Бургонском доме “ ( L’ Hotel de Bourgogne ) ни в “ Зале Болота “ ( La Salle du Marais ). Деятельность “ Блестящего театра” была однако весьма непродолжительна. Очень скоро участникам его пришлось играть лишь перед кучкой друзей, а через год они уже вынуждены были покинуть залу для игры в мяч, искать себе приют в других кварталах Парижа и ,наконец, после полного банкротства, оставить всякую мысль о продолжении своего дела в столице.

Таковы первые шаги драматической деятельности Мольера “ .

Мольеру шел во время представлений “ Блестящего театра “ двадцать второй год. Он был крещен 15 января 1622 года. Мольер был купеческим сыном, получившим хорошее классическое образование в Клермонском коллеже, где был учеником Гассенди,а затем в юридической Орлеанской школе. Отец его, Жан Поклэн, по профессии обойщик, но как и мольеровский герой Гарпагон из комедии “ Скупой “ , не стыдился помещать маленькие суммы в рост. Он составил себе довольно крупное состояние, значился поставщиком двора и даже королевским лакеем и давало ему право входа во дворец. Он должен был вместе с другими лакеями делать постель короля и держать в порядке прочую мебель .

В те времена это почетное звание отец Мольера ( которого также звали Жан Поклэн ) завещал своему старшему сыну. Однако полученное сыном образование показывает, что отец не рассчитывал сделать из сыны обойщика, а предполагал, что он начнет новое поколение Поклэнов - почетных буржуа, занимающихся иной профессией, чем у него. В Париже семейство Поклэнов проживало на улице Сент - Оноре. Одна картина ХУ111 века сохранила изображение фасада дома Поклэнов. “ На самом углу его красовались резные столбики, и на них были изображены обезьяны, отчего дом и носил название “Favillon des singes ”. Этих обезьян вспомнил впоследствии Мольер, когда сочинял себе герб ” .

По соседству с центральным рынком, то есть почти в том же квартале Парижа, где жили и Поклэны разыгрывал свои представления французский комический театр, созданный “ по образцу древних греков и римлян и современных итальянцев ”.

Молодому Жана Поклэну, просто как образованному буржуа было вполне естественно заинтересоваться театром, тем более , что театру покровительствовал двор, а великий Ришелье давал советы драматургам и всячески их поощрял.

И кто бы мог подумать, что через несколько лет вся Франция будет бояться его острых пьес. Неудовольствие против Мольера и даже злоба исходила из двух различных кругов. С одной стороны громко кричали негодующие “ маркизы “, именно те, к которым Мольер относился почти с ненавистью, несмотря на то, что как автор он не так уж высмеивал их в своих произведениях. Но их злобу растравляли драматурги более старых парижских театров, а так же те, которые группировались около “ Бургонского театра “. Негодовали стародумы, люди партии королевы - матери. Таким образом , Мольер не угодил никому. Громкий успех его был до известной степени “ успехом скандала “. Против него сыпались доносы и памфлеты. Некоторые говорили даже, что Арманда, считавшаяся сестрой бывшей любовницы Мольера Мадлены Бежар, может быть, его дочь. Если бы это оказалось правдой , то писатель был бы обвинен в кровосмесительстве. Он был человек - парадокс. Мольер объединял в себе две личности: блестящий царедворец и неуемный сатир. Король - вершитель судеб Франции был главным покровителем Мольера. Людовик ХIV не считал его дворянином, поэтому и не стал на сторону оскорбившихся “ маркизов “. Горожанин Мольер со своим житейским здравым смыслом мог найти у него защиту. Людовик иногда сам мог показать на какого-нибудь молодого дворянина и сказать: “ А вот еще один портрет для твоей галереи! “

А что же такое театр ? Это не только здание, в котором происходит представление, а так же вид искусства, средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актеров. Следовательно, характеризуя театр Мольера мы будем говорить о его произведениях, а точнее о самих персонажах, появление которых так же не случайно.

Дон Жуан - герой мировой литературы. Предыстория этого героя уходит в средние века и связана с многочисленными легендами о грешнике, одержимом тягой к чувственным наслаждениям, отдавшем себя во власть порока, наказанном за свое распутство судом божьим. Древнейшее происхождение имеет легенда, связанная с Дон Жуаном, о каменном госте, статуе, карающей преступника. Он является героем нескольких произведений. Так например, герой драмы Тирсо де Молины “ Севильский озорник, или Каменный гость, герой либретто Л. да Понте и оперы В. А. Моцарта “ Дон Жуан , или наказанный распутник“ , герой незавершенной поэмы Байрона “Дон Жуан “, герой драмы Д. Граббе “ Дон Жуан и Фауст “, герой трагедии А. С Пушкина “ Каменный гость“, а так же он является героем комедии Ж.-Б. Мольера “ Дон Жуан или каменный гость “ ( 1665 ). Образ Дон Жуана - одна из наиболее значимых реплик Мольера в споре, который ведет великий век о сущностных категориях человеческого бытия, о добре и зле, о боге и дьяволе.

В Дон Жуане мы видим человека, “ сильного своим умом, но принадлежащей к сильной социальной группе “( Леклер ), распутного и злого, носящего маску вольномыслия. Среди героев комедий Мольера Дон Жуан самый привлекательный. Ему чужда назойливость, а ханжество у артистичного дворянина выглядит грациозно. Радостное жизнелюбие героя особенного свойства: он словно постиг все законы бытия и чувствует себя избранником, которому ничего не стоит остановить время, сделать врага другом, покорить в миг любую красавицу. Поведение его может показаться противоречивым: он смеется над женскими чувствами, но почти по-братски расположен к слуге Сганарелло, он безразличен к тому, о чем говорят о нем “ в свете “, но бросается на помощь к незнакомцу, попавшему в беду. Он дерзок и бесстрашен, но может и удрать от преследователей, переодевшись в костюм крестьянина.

Рисуя своего героя, Мольер заставляет читателя дивиться галантной виртуозности сеньора по отношению к женщинам, хотя у многих его поведение может вызвать негодование. Между тем, кара небесная обрушивается на грешника, чьи вины так обыденны. Но по-видимому, его кощунственное лицемерие - только часть преступления. Мы не можем истолковать вину героя , не учитывая быта и идей того времени. В пьесе автор выстраивает для своего героя удивительно обыденный мир: здесь снуют кредиторы, папаша “ читает прописи “. Одним словом в реальности не существует ничего “ чудесного и божественного “, пока не появляется статуя командора и не делает свое дело. Ей предшествует предупреждающий герой призрак женщины под вуалью. Оскорбленная любовь. Однако тема каменного командора, посланного силами ада, не может быть понята только как тема небесного правосудия. О

живший истукан - традиционная для литературы ситуация вторжение злых сил в мир людей и опустошение их душ.

Игра Дон Жуана с мертвым командором, нарядной статуей ( “ Ему идет это одеяние римского императора “ ) - этот такая же игра, которую ведет герой на земле и готов вести в мирах иных. Игра, как средство достижения целей, как наслаждение властью над теми, кто не имеет способности творить воображаемый мир. Принимая “правила игры “ предложенные ему окружающими, Дон Жуан ведет себя весьма разнообразно. То он упоенно рассуждает о “ модном пороке “ - лицемерии, то бросается на выручку незнакомцу, то на миг подыгрывает отцу. Мольеровский интеллектуал не верит в смысл бытия, где жизнь, смерть, любовь имеют величайшее значение. Наказание, которое настигает Дон Жуана, - это по существу кара за слепоту, за высокомерие, обернувшееся смертным грехом.

Впервые “ Дон Жуан “ увидел свет на сцене парижского театра Пале - Рояль 15 февраля 1665 года. Роль Дон Жуана сыграл Лагранж. С тех пор мольеровский Дон Жуан стал некоей точкой отсчета для всех, кто пытался так или иначе интерпретировать знаменитый сюжет о севильском обольстителе.

Альцест - герой комедии Мольера “ Мизантроп “. Один из наиболее загадочных мольеровских персонажей. Уже три столетия, прошло со дня премьеры комедии, однако критики спорят о природе этого образа: то объявляют мизантропа “ развлекательным персонажем “, то усматривают в нем сходство с самим Мольером.

Альцест, - несомненно, “ интеллектуальный герой “. В пьесе существует противоречие между природой человека и законами общества. Он влюблен в кокетливую Селимену, что является “ воплощением грациозного модного порока лицемерия “. Девушка обращается с Альцестом довольно злоязычно, и он ополчается на неискренность любимой. А впрочем, все признаки двуличия вызывают у него негодование: вежливость Флинта, изящная “ игра в мнения “ Селимены, “ предательство, измены, плутни, льстивость“, существующие при дворе. Способность жить в воображаемом мире ( такая же, как и у Дон Жуана и многих мольеровский героев ), не желая замечать требований и законов реальности. Его бунт против всего, что “ при дворе и в свете окружает “ имеет двоякое происхождение. Раздражение Альцеста может быть объяснено, как принципиальное непринятие законов бытия, а так же можно объяснить, как любовные похождения. Мизантроп честен и нетерпим к нарушителям заповеди “ не лги “, но сам отягощен смертельным грехом - гордыне, мешающей ему приобрести гармонию с миром и с самим собой. Он высокомерно требователен к другу, даже груб с ним, бесцеремонен с чувствами добродетельной, любящей его Элианты и эгоистически требователен к Селимене.

Из этой комедии можно сделать вывод, что счастливые - добры и терпимы, неудачник же склонен искать причины своего несчастья. И тогда история “ непримиримого обличителя“ становиться по истине комедийной, утратившей здравый смысл. Главный герой был смешон для современников Мольера. Однако со временем в образе Альцеста отчетливее проступили трагические черты: он - правдолюбец и мученик - одержал вверх “ над влюбленным меланхоликом “.

Эта пьеса была так же поставлена на сцене Пале - Рояль в 1666, где роль Альцеста исполнял также как и в Дон Жуане сам Мольер.

Скапен - герой комедии Мольера “ Плутни Скапена “( 1671 ). Скапен один из существенных персонажей мольеровского театра. Его можно, пожалуй, сравнивать с Дон Жуаном или Альцестом. Под простотой его образа скрывается, незамеченная современниками Мольера, необычайная серьезность.

Скапен - один из многих слуг, действующих в мольеровских комедиях. Однако не будет преувеличением сказать, что именно здесь, в комедии интриги о плутнях пройдохи, то помогающего господам, а то жестоко вышучивающего их, обнаруживается интерпретационный акцент, дающий традиционному для комедийного жанра образу слуги программное для Мольера наполнение.

Сюжет комедии , заимствованный от “ Формеона “ Теренция, комедийная техника, в которой выполнена пьеса. Но характер самого Скапена не имеет ничего общего с настоящим слугой - шутом. Его прообразом явился “ первый Дзани “, Арлекин, персонаж театральный, чье присутствие в спектакле, в соответствие с древними традициями, было обязательно. Скапен лицо исключительно театральное, поэтому его образ, характер неточен. Каждое представление было не похоже на предыдущее. И прежде всего, тогда стоит вспомнить о происхождение самой маски Арлекина - это проказливое, злое жестокое и кощунственное существо, а главное оно “ иноприродно человеческим “ персонажам. Однако, Мольер не сохраняет этот образ, родившийся в ином жанре. Он сделал Скапена другим: если интересы молодых бездельников - хозяев естественны и понятны, если страхи и скупость стариков объяснима, то поведение Скапена, выручающего молодежь и дурачащего стариков, не обнаруживает никакой видимой цели. Источником его добрых поступков являлись то деньги, то сострадание к обделенной молодости, то любовь к интриги и обольщению.

У Мольера достаточно трудно найти в тексте цитаты, доказывающие эти версии. Очевидно, это не случайно. Во - первых, комедии Мольера отличаются каким - то скрытым смыслом: через образ шутов автор показывает реальную жизнь. Во - вторых, необходимо вспомнить о стилях в искусстве, к которым принадлежал Мольер. Барокко и классицизм. Принято считать, что великий комедиограф тяготел к классицизму, но, несомненно, он внес значительный вклад в разработку одной из возлюбленных тем барокко - в разработку темы театра. Стиль же барокко отличается очарованием сцены, достигаемым с помощью масок, т. е. чем - то скрытым.

Скапен - эмблема комедийного мира Мольера. Он - воплощение игрового принципа: здесь и мимикрия, и агон ( спор ), и алеа ( случай ),и иллинкс ( головокружение ). Вторгаясь в мир трезвый унылый, слуга вносит в него энергию игры. Он “ шалит“ не из баловства, а как бы проверяет на прочность все ценности мира. ОТ ЧЬЕГО ИМЕНИ ? От имени театра, созданного бессмертным комедиографом, всевидящим и всезнающим, от имени Игры, с ее интуицией.

Роль Скапена исполнял Мольер в 1671.

Сганарель - центральный персонаж комедий Мольера “ Летающий доктор “, “ Сганарель, или мнимый рогоносец “, “ Школа мужей “, “ Брак поневоле “, “ Дон Жуан или каменный гость “. Сганарель предстает в роле простака ( отца, опекуна, воспитателя, слуги ). Иногда он обнаруживает исключительно театральные способности и успешно решает проблемы других героев в ситуациях, где этого от него не ждут. В “ летающем докторе “ Сганарель - слуга Валера, влюбленного в Люсиль. Переодевшись в доктора он помогает свадьбе, умудряясь мгновенно менять костюмы доктора и слуги. Сганарель - торговец хворостом, муж Мартины, которая в отместку за побои объявляет, что он лекарь с причудами, которого надо побить, чтобы заставить лечить. Сганарель поражает всех потоками бессмысленных латинских фраз.

Часто Сганарель предстает обманутым стариком. В пьесе “Сганарель, или мнимый рогоносец “ он подозревает жену в измене. В “ Браке поневоле “ Сганарель просит совета, жениться или нет, хотя уже принял решение.

У Мольера все концовки произведений соответствуют идеалам классицизма того времени. Неуклюжие герои терпят бедствия из-за своей нерасторопности им приходится сочувствовать. Влюбленные побеждают препятствующих им стариков не столь благодаря преимуществу молодости, сколь для того, чтобы автор не нарушал правил литературы, принятых в то время.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Театр Мольера

Слов:2185
Символов:15125
Размер:29.54 Кб.