Человек рождается, живёт и умирает. Так было всегда, всегда так будет. На протяжении многих веков этот принцип не меняется. Но, не смотря на весь прогресс, которого человечество достигло за время своего существования, люди так и не могут понять смысл земного бытия. На мой взгляд, у каждого человека своё представление о нём. Не оставили без внимания этот вопрос и писатели. К теме о смысле жизни обращались художники слова во все времена, она относится к числу вечных в литературе. Одним из основных двигателей нашей жизни является любовь, любовь во всех её пониманиях и проявлениях. Именно об этом светлом и вечном чувстве размышляет В. Набоков в своём романе «Машенька». В.В. Набоков, проведший всю свою жизнь в скитаниях и, безусловно, уже давно стал известным и общепризнанным классиком не только русской, но и американской литературы.
Роман «Машенька» считается наиболее русским из всех произведений В. Набокова. Такая формулировка ничуть не смущает, так как известно, что большинство его произведений были написаны на английском языке и далеко не о русских берёзках. Для русских эмигрантов культура стала спасительным маяком, заменившим среди океана новой стихии безвременно утраченную реальность русской земли. Большинство эмигрантов считали, что останутся за границей не навсегда, и надеялись вскоре вернуться на родину. Поэтому русские не желали сливаться с населением стран, где они оказались, а наоборот, стремились сохранить все, что делало их русскими. Культура стала предметом их особых забот, стала их «малой Россией». Я уверенна, что и сам Набоков остро переживал разлуку с родиной, с близкими ему людьми, с родными местами, с воспоминаниями…Ему была знакома эмигрантская неустроенность. Чувство вечного «сидения на чемоданах» В его романе очёнь чётко описываются ощущения связанные с временным местом жительства беженцев. Неприятный пансион полу русской-полу немецкой хозяйки Лидии Николаевны Дорн. Вся обстановка этого жилья указывает на неустроенный быт. Здесь собрана случайная мебель, части гарнитура разбрелись по разным комнатам и в отдельности друг от друга смотрятся сиротливо и нелепо. На дверях комнат, вместо табличек, листики из старого календаря, грязное тёмное зеркало в прихожей, голый тесный коридор, грязная ванна, не благовонные дебри кухни. Создаётся впечатление, что это совершенно не жилое места. Кажется, что его покинули в спешке много лет назад. Трудно понять, как можно жить в таком месте. Но здесь живут люди, точнее, не люди, а лишь тени. Не живут, а существуют уже не первый месяц. Брошенные никому не нужные Ганин, который «продаёт свою тень, снимаясь в кино», Клара, красивая женщина, работающая в типографии машинисткой, учитель математики Алфёров, старый русский поэт Подтягин, который вынужден унижаться, клянчить визу в Париж, объясняясь на ломаном немецком языке, пара танцовщиков, в поисках контракта. Напряжённость этой обстановке добавляет близость железной дороги. На мой взгляд, Набоков не просто так проводит параллель между эмигрантами и железной дорогой. Это неотъемлемые части одного целого. Железная дорога символ вечного путешествия и странствия. Так же и эмигранты не могут не обустроиться, не осесть, не обосноваться с дальнейшими планами на жизнь. Эти люди живут одним днём, о будущем не думают - они его боятся. И прошлое, и предполагаемое будущее осталось на ро
Вера ясная,
крепкая: с севера
Лыжи неслышные, с юга
ночная фелюга.
Так же и воспоминания героя настолько зримы и осязаемы, что становятся для него правдоподобнее, чем реальность. И в ожидании Машеньки, которая должна вскоре приехать к мужу, начинается «удивительный роман». В начале воспоминаний происходит взрыв эмоций. В его воспоминаниях у Машеньки нет совершенно никаких недостатков. Он любил не её, а свою мечту, придуманный им идеал женщины. С нежным трепетом Ганин вспоминает черты её лица, жесты, мимику, голос. Пока его воспоминания не исчерпаны, он не задумывается о том, что в жизни всё меняется. Машенька уже не могла быть такой, какой он видит её в своих мечтах. На кануне их встречи, перед самым решительным шагом, Ганин возвращается в реальный мир и понимает, что его план совершенно безрассуден. Именно поэтому поначалу финал романа вызывает досаду. Однако потом мы понимаем, что это и есть единственно верное решение. Воспоминания, призраки прошлого, заново пережитые ощущения возвращают Ганина к жизни, это для него, как глоток свежего воздуха. И опять просыпается жажда жизни, стремление идти дальше. Четыре дня он жил своим воспоминанием, за четыре дня исчерпал его полностью и, наконец, понял, что прошлого уже не вернуть. Больше никогда не будет прежней Машеньки, прежней России, прежней любви….