Набоков родился 22 апреля 1899 года в Петербурге. Он получил хорошее домашнее воспитание, а затем поступил и успешно закончил Тенишевское училище. В 1919 году семья Набоковых покинула Россию и поселилась в Лондоне. Первая книга юношеских стихов Набокова увидела свет в 1916 году. Именно этой «исключительно плохой книжкой», по мнению самого автора, начинается длинный творческий путь Набокова. Этот человек очень работоспособен и творчески плодовит. Он является автором стихов, пьес, романов, рассказов, стихотворных и прозаических переводов, критических статей и даже научных исследований в сфере литературоведения. После выхода первой книги Набоков много работает и довольно скоро становится известен не только в литературных кругах, но среди широкой публики. Иван Андреевич Бунин в тот момент писал, что «этот мальчишка выхватил пистолет и одним выстрелом уложил всех стариков, в том числе и меня...» Следует отметить, что не все писатели с распростертыми объятиями встретили пополнение в их рядах. Однако многие признали талант Набокова. Ходасевич считал, что набо-ковские «произведения населены не только действующими лицами, но и бесчисленный множеством приемов, которые, точно эльфы или гномы, снуя между персонажами, производят огромную работу: пилят, режут, приколачивают...».
Вполне естественно, что героями многих произведений Набокова становятся эмигранты. Сам, будучи оторван от Родины, писатель не понаслышке знал о проблемах, переживаниях, мечтах, ностальгии по Родине этой категории людей. Не имея твердой почвы под ногами, герои Набокова выбиваются из общей массы. Они особенные, лишенные защиты семьи, общества они полностью зависят от воли случая. Иногда бывает так, что даже смерть их обходит стороной нечаянно, как это было в рассказе «Лик». Этим людям приходится постоянно держать оборону против превратностей чуждого мира. Именно поэтому конфликт как бы заключен в них самих. Им приходится быть сильными, поскольку полагаться приходиться они только на себя самих. Душа же набоковских героев очень уязвима.
В некоторых произведениях писателя звучат антирелигиозные мотивы. Автор ставит под сомнение разумность этого мира. Все порочно, неисправимо и уныло.
Ничего нет. Нет
обаяния.
Новаторство и парадоксальность творчества Набокова нередко заключается в том, что многие произведения, созданные на английском языке, адресованы все-таки русскому читателю. Существует мнение, что многие американские читатели просто не в состоянии до конца понять писателя, ведь для этого нужно обладать ни много, ни мало русской душой, мировосприятием. Обычаи, традиции русского народа, а также определенные фразы и слова, так часто используемые автором, не всегда понятны зарубежному читателю. Многие произведения Набокова пронизаны щемящим чувством ностальгии, которая так свойственна русским эмигрантам. Это выражается, прежде всего, в русских словах и ассоциациях. Автор как бы создает свой космос, свой одновременно и удивительный, и жуткий мир.