Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Некрасов не исключение. Некрасов уделяет большое внимание предназначению поэта и поэзии, их роли в жизни общества. Кюхельбекер первым до Пушкина и Лермонтова назвал поэта "пророком". Положение пророка призывало поэта стоять над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, не обращая внимания на нападки. Пушкин, близкий к декабристским кругам, после разгрома восстания 1825 года написал своего "Пророка", сходного по духу с кюхельбекеровским. Глас бога взывает к поэту: "Восстань, пророк, и виждь, и внeмли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей". Идут годы. Когда наступает пора творческой зрелости М.Ю Лермонтова, его пророк уже другой. Он также наделен даром всевидения, но если пушкинский пророк идет к людям, стремится донести до них близкие поэту идеалы, то лермонтовский бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы. Поэт Некрасов - это пророк, которого к людям "послал бог гнева и печали", его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно: "Его преследуют хулы: он ловит звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья". Но его позиция: "Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной", - есть позиция поэта-гражданина, продолженная потом Л.Н. Толстым: "Не могу молчать!" Наиболее полно некрасовское кредо изложено в стихотворении "Поэт и гражданин" (1856 г.). Написанное в форме диалога, оно представляет собой полемику с широко распространенными в то время взглядами на искусство как на нечто возвышенное, чуждое земным страданиям: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Главная мысль, которая утверждается Некрасовым в этом споре, звучит как лозунг, как при