В стихотворении "Сеятелям" Некрасов призывает молодежь сеять "разумное, доброе, вечное", так как семена
разума, просвещения обязательно дадут всходы, за которые "спасибо вам скажет сердечное русский народ". Идеал
поэта, борца за свободу рисует Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Гриши Добросклонова,
которому "судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь". Прототипом Гриши
Добросклонова является, безусловно, Добролюбов, о котором Некрасов в стихотворении, посвященном третьей
годовщине его смерти, сказал:
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Н. А. Некрасов принадлежит к числу тех поэтов, в творчестве которых народная тема является основной и в
чьих произведениях четко сформулирована гражданская позиция. "Я лиру посвятил народу своему", — писал
Некрасов.
Поэт Некрасов — это пророк, которого к людям "послал бог гнева и печали", его путь тернист, потому что поэт
проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь
таким образом невозможно: "Его преследуют хулы: он ловит звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких
криках озлобленья". Но его позиция: "Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной", — есть позиция поэта-
гражданина, продолженная потом Л. Н. Толстым: "Не могу молчать!". Наиболее полно некрасовское кредо изложено в
стихотворении "Поэт и гражданин" (1856 г.).
Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в
творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Некрасов не исключение. Некрасов уделяет
большое внимание предназначению поэта и поэзии, их роли в жизни общества.
Кюхельбекер первым до Пушкина и Лермонтова назвал поэта "пророком". Положение пророка призывало поэта
стоять над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, не обращая внимания на нападки.
Пушкин, близкий к декаб
сходного по духу с кюхельбекеровским. Глас бога взывает к поэту: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись
волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей".
Написанное в форме диалога, оно представляет собой полемику с широко распространенными в то время
взглядами на искусство как на нечто возвышенное, чуждое земным страданиям:
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв
Главная мысль, которая утверждается Некрасовым в этом споре, звучит как лозунг, как призыв: "Поэтом
можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Эта тема звучит и в стихотворении "Элегия", которое прямо
начинается строками:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая страдания народа
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши, не стареет она.
В произведениях Некрасова очень часто встречаются размышления о Музе, которая вдохновляла его
творчество и которой он служил ("Муза", "Вчерашний день часу в шестом", "Угомонись, моя Муза задорная!", "О,
Муза! Я у двери гроба" и другие). Причем перед нами возникает не образ прекрасной женщины, богини, а образ
страдающей крестьянки:
Вчерашний день часу в шестом
Зашел я на Сенную.
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя,
И Музе я сказал: "Гляди!
Сестра твоя родная!"
Эта "кнутом иссеченная Муза", "Муза мести и печали" проходит через все творчество поэта. В заключение
хотелось бы сказать еще раз о поэтическом завещании поэта, об "Элегии", тема которой сопоставима, пожалуй, с
"Памятником" А. С. Пушкина. Это тема посмертной славы:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
И действительно, имя поэта прочно вошло в анналы русской поэзии, и навсегда останется в сердце и памяти
народной.